А. Сулейманова: "Проблемы местных вещателей нужно решать срочно и на месте"
10 дней назад в прессе появилось сообщение о появлении нового профессионального объединения телевизионщиков — Ассоциации городских телерадиовещателей (АГТ). Учредителями новой ассоциации стали башкирские вещатели: "Вся Уфа", ТРК "Арис" (Кумертау) и Учалинская телерадиостудия (Учалы), а также Национальная ассоциация телерадиовещателей. Председателем объединения стала Алина Сулейманова, генеральный директор телекомпании "Вся Уфа", которая и рассказала об объединении, его целях и задачах.
Кабельщик: Расскажите немного о создании Ассоциации и о ее задачах, пожалуйста. Чем руководствовалась Национальная ассоциация телерадиовещателей, когда выступила её соучредителем?
Алина Сулейманова: НАТ — это объединение профессионалов, в которое входит огромное количество компаний, от самых маленьких до самых больших в нашей стране. Можно себе представить, что те задачи, которые стоят перед муниципальными компаниями, значительно отличаются от задач, которые стоят перед крупными региональными. Созданная ассоциация АГТ позволит Национальной ассоциации телерадиовещателей аккумулировать ту информацию, те проблемы и задачи, которые стоят перед нами, муниципальными телекомпаниями, для того, чтобы решать их совместно. Мы — некая копилка таких проблем. Теперь можно будет все собрать воедино и вместе начать действовать.
Национальная ассоциация эффективно работает на рынке, наш телеканал "Вся Уфа" — долгие годы член НАТ, и не было ни одной такой проблемы, с которой бы мы обратились к ним и получили отказ. Но на сегодняшний день (и это очевидно, наверное, для каждого руководителя в телевизионной медиаиндустрии) наши проблемы необходимо решать на месте, причем срочно. Скажем, 21-ю кнопку сейчас получили региональные телекомпании страны, и это означает, что телевидение в регионах жить будет, но каково место в этом раскладе у муниципальных компаний? Это главный вопрос.
Сейчас действуют первый и второй мультиплексы, идут разговоры о третьем. Региональные компании получили 21-ю кнопку в кабельных сетях, а как быть нам? У нас масса проблем, которые необходимо решать. И если это не сделать сейчас, то уже завтра во многих регионах этих компаний может просто не быть.
К: То есть, в вашу ассоциацию вошли именно муниципальные телекомпании, которые не попали на 21-ю кнопку, или любые независимые телекомпании?
А. Сулейманова: Муниципальные компании. В эту категорию вещатели попадают вне зависимости от формы собственности телеканалов, то есть это не обязательно должно быть МАУ, НБУ, МУП. Здесь мы имеем ввиду, во-первых, что их вещание осуществляется на территории муниципалитета, а во-вторых, что они реализуют те задачи информационной политики, которые перед собой ставят. То есть информирование населения о событиях, проблемах и темах, которые интересны жителям данного муниципального образования.
К: Можно ли сказать, что АГТ создана для каких-то специфических задач, которые не может решить НАТ?
А. Сулейманова: НАТ — учредитель АГТ. Наша ассоциация будет работать совместно и синхронно с НАТ. У НАТ сфера задач гораздо объемнее и шире. А вот что касается проблем маленьких муниципальных компаний — здесь к нам.
К: Расскажите, пожалуйста, об основных задачах АГТ.
А. Сулейманова: Первая задача — работа над законотворческими инициативами. Например, мы будем продвигать вопрос о 22-ой кнопке. Это важная, но не единственная задача. На сегодняшний день, имея определенную картину ситуации по стране, мы видим, что есть масса городских вещателей, крупных и поменьше, которые находятся в некоем недопонимании с органами местного самоуправления. Здесь мы должны стать площадкой, на которой можно будет найти компромисс.
Кстати, уже есть результаты. АГТ еще не создана, только подписаны учредительные документы, но на днях стало известно, что одна из телекомпаний, которая учредила АГТ, получила 22-ю кнопку в своём регионе. То, что проблема озвучена, уже дает свои результаты, ещё до законодательного регулирования. Также мы планируем участвовать в различных благотворительных и социальных проектах, которые можно организовать на территории муниципалитетов.
Мы — те самые маленькие компании, которые держат информационную повестку в городах. Ведь кроме нас никто не расскажет, что происходит на соседней улице или в соседнем округе. Об этом не расскажут ни федеральные каналы, ни региональные компании. Таким образом, именно мы находимся ближе всего к зрителю.
Национальная ассоциация понимает нас, и она готова помогать нам в этом. Сейчас наши усилия принимают юридически правильную форму и мы начинаем действовать.
К: Мы не увидели среди учредителей АГТ телеканалов, которые активно говорили о проблемах, в том числе в работе НАТ, например, канал ТНВ из Казани, БСТ из Уфы. В свое время они высказывали довольно серьезные претензии к работе НАТ с малыми телекомпаниями, даже говорили о создании альтернативной (возможно, дочерней) ассоциации, которая будет защищать интересы именно малых и средних телеканалов.
А. Сулейманова: Телеканал БСТ, так же как и телеканал ТНВ — это крупные региональные телеканалы, которые недавно стали обладателями 21-й кнопки в стране. А учредителями АГТ стали как раз маленькие муниципальные каналы. С моей стороны, с точки зрения руководителя муниципальной компании, ТНВ, как и БСТ — телевизионные гиганты. Возможно, таким образом наши старшие товарищи пытались решить вопрос, продвигая поправки в федеральный закон о 21-й кнопке, и они своего добились. За регионы мы уже спокойны, мы знаем, что региональную повестку крупные каналы отразят.
А нам все еще только предстоит. Свое желание стать участниками АГТ высказали телекомпании из Улан-Удэ, Читы, Перми, Челябинска — это те самые компании, которые достаточно известны и имениты, они имеют различные международные и всероссийские награды. Они работают на территории больших городов, отражают проблемы жителей мегаполисов. И не стоит забывать, что большая часть нашей страны, наиболее социально активная, как раз и проживает в крупных агломерациях. И тоже хочет иметь свой информационный рупор.
Когда мы были на конкурсных процедурах в Роскомнадзоре, я видела, какое огромное количество компаний претендуют на эту кнопку в кабельных сетях. И все эти компании остались за пределами конкурса. Только в нашем регионе претендентов было четверо, а получил ее только телеканал БСТ.
Алина Сулейманова
К: У вас есть претензии к этому решению ФКК? У нас были сигналы, что, в некоторых городах, например, в Рязани и Северодвинске на 21-ю кнопку претендовали старые и вполне серьезные каналы. Они в итоге проиграли конкурс, а выиграли его каналы, созданные совсем недавно, у которых даже нет полноценного круглосуточного вещания, но они аффилированны к руководству региона или даже к членам ФКК. Ну, чисто коррупционные истории. Есть ли у вас такие сигналы, планируете ли вы как-то в этом отношении работать или оспаривать справедливость победителей 21-х кнопок?
А. Сулейманова: Мы не будем этого делать. По крайней мере, я, как представитель своей компании и член будущей ассоциации АГТ. Могу сказать, что у нас конкурс прошел абсолютно честно, мы взяли свои четыре голоса из девяти возможных, и мы согласны с таким результатом. Более того — мы благодарны Роскомнадзору, который не только работал чётко и слаженно, но и дал нам возможность увидеть беспристрастную оценку собственной деятельности. Действительно, как мы будем отражать повестку всего региона, если мы — муниципальный канал? С этим у нас все нормально.
В отношении соперников, которые участвовали в конкурсе на 21-ю кнопку, — я тоже не вижу, как председатель АГТ, каких-то конфликтных ситуаций, которые бы наши коллеги хотели раскачивать сейчас. Но, конечно, мы бы хотели получить свое место под солнцем, это правда. Объясню, почему, на примере "Башкирского спутникового телевидения" (БСТ). Это спутниковое телевидение, как и ТНВ, их сигнал в любом случае дойдет до потребителя. Он дойдет разными путями: эфирным сигналом, спутниковым, через кабель, через IP-телевидение. Мы — компании, на их фоне небольшие, и с таким же небольшим бюджетом и если мы сегодня не договоримся с кабельными операторами, завтра нас отключат от канала связи вообще.
К: А что вам мешает договориться с кабельными операторами? Почему необходимо заходить сверху, через 22-ю кнопку, принимать поправки в закон с большим сложным регулированием, с гарантированным противостоянием со стороны операторов? Когда можно это сделать на коммерческой или даже некоммерческой основе. Мы не знаем ситуаций, когда тарифы кабельных операторов были гигантскими.
А. Сулейманова: Что вы называете "не гигантскими тарифами"? Примерно, какую сумму расходует муниципальный канал в стране на передачу сигнала по кабельным сетям?
К: По тем регионам, о которых мы знаем точно, эти суммы сопоставимы с теми суммами, которые вещатели платят за аналоговые передатчики — 20-50, даже до 100 тысяч рублей эти тарифы не доходят.
А. Сулейманова: Наш анализ показал, что мы — муниципальные каналы, в масштабах страны — достаточно серьезные компании, которые вещают 24 часа в сутки на территории даже не одного муниципалитета. И мы платим до 5 млн в год. Каждая компания. Посчитайте, сколько нас и как на нас зарабатывают. При этом конкурировать на рекламном рынке небольшому каналу с крупным очень тяжело, тем более, когда рынок рекламы падает.
Да, мы можем договориться, и мы договариваемся. Но каждый раз это отдельная история переговоров с кабельными операторами. Сегодня мы договорились — вот договор, но он может быть разорван в одностороннем порядке в любой момент.
На примере нашей компании, нам говорят — "Мы вас передвигаем. У нас тут закон о 21-й кнопке, поэтому и в аналоге сдвигаем, и в цифровом пакете". Мы ничего сделать не можем! Телекомпанию "Вся Уфа" обслуживает достаточное количество кабельных операторов, потому что мы охватываем всю республику, у нас лицензия вещания на весь Башкортостан. Мы договорились с первым, вторым, третьим, а с четвертым мы не договорились, и мне уже коллеги советуют: пошли ты их куда подальше, ну, не будет у тебя четвертого оператора.
Непомерные расходы выставляют за связь ежемесячно. Но я открываю карту и понимаю, что, если я сейчас откажусь от этого кабельного оператора, я потеряю 40% охвата населения в столице республики. И куда я буду вещать? Естественно, мне приходится договариваться. И так же делают мои коллеги. И каждый раз договариваемся и торгуемся за каждую кнопку, потому что кабельщикам выгоднее "магазин на диване" поставить. Он дохода приносит больше..
У нас на телеканале "вся Уфа" найдены все точки соприкосновения интересов с операторами, мы очень хорошо работаем, у нас очень уважительные отношения с ними. Но вот завтра уйду я, придет другой руководитель, и там уйдет один собственник, его заменит другой — и все. Мы не можем жить сегодняшним днем, нам надо понимать, что то, что мы делаем сегодня, проживет дольше нас.
К: То есть, вы считаете, что манипулируя таким образом телеканалами, операторы практически не уделяют внимание качеству тех телеканалов, которые они вещают? Эти вещи как-то связаны, по-вашему? Операторы вам что-то говорят о том, что "мы вас передвигаем, нас не устраивает качество" или это just business?
А. Сулейманова: Это вопрос только бизнеса, по сути. На круглом столе, где мы поднимали эту тему, было два представителя кабельных телеканалов из двадцати — "Дом. ru" и "Ростелеком". Теперь мы вместе думаем над законопроектом о 22-й кнопке.
К: Вели ли вы уже диалог с властями на эту тему, и с кем, если не секрет. Законопроекты у нас выдвигать может та же Минкомсвязь, в диалоге ли вы с министерством или работаете через НАТ?
А. Сулейманова: Мы работает совместно с Общероссийским народным фронтом, с НАТ, со всеми заинтересованными сторонами. В апреле проходил медиафорум ОНФ в Санкт-Петербурге, и там региональные журналисты подняли вопрос о возможном законопроекте по 22-й кнопке. Нас поддержал депутат Госдумы Сергей Боярский — человек, который поднял вопрос о 21-й кнопке, и его телеканал её выиграл. Кстати, на том же форуме ОНФ мы обговаривали эту ситуацию и нашли взаимопонимание с депутатом Госдумы Леонидом Левиным.
К: Выглядит так, что Ассоциация создана для того, чтобы законодательным образом справиться с теми проблемами, которые несут вам кабельные операторы.
А. Сулейманова: Это то, что меня и моих коллег особенно волнует сегодня, это самый актуальный вопрос. Но, как уже я говорила, есть и другие, может чуть менее острые, но не менее важные проблемы.
Сейчас АГТ уже начала работать, документы готовятся к подаче в Минюст на регистрацию, нам присылают со всей страны заявления тех, кто хочет вступить в АГТ, быть с нами. Мы видим, что у кого-то закончилась лицензия на вещание, кому-то не хватает эфирного времени или контента, хотя есть лицензия на вещание 24 часа в сутки, но коллеги не знают, чем забивать эфир. Вот здесь тоже будет помогать АГТ, мы же сообщество профессионалов муниципальных компаний, мы можем передавать и обмениваться этим контентом в рамках нашей Ассоциации и делать это абсолютно безвозмездно. Я же не могу у себя разместить контент спутникового телевидения — это стоит других денег, а если я купила права или сама произвела какую-то продукцию, то вполне могу её передать своим коллегам, которые тоже являются муниципальным каналом.
Бывают ситуации, когда возникает конфликт в одном из городов, который потом выливается на уровень федеральных медиа. Но зачем это допускать, когда все можно решить на местном уровне? А кому, как не нам, маленьким муниципальным каналам, держать свою информационную повестку на местах. Мы функционально выступаем реализаторами так называемого эффекта "выкипающего чайника", мы даем площадку для разных мнений. После этого, как показывает опыт, внутри города проблема начинает решаться: находятся точки соприкосновения, и конфликт не выходит за пределы муниципалитета. Таким образом, реализуется и принцип, заложенный Конституцией РФ в саму структуру власти в стране. Для того, чтобы муниципалитеты эффективно решали возлагаемые на них задачи, необходимы и соответствующие инструменты общественного контроля на местном уровне.
Создание АГТ было поддержано Агентством по печати и средствам массовой информации нашей республики. Депутат Государственной думы, координатор законодательных инициатив Народного фронта Наталия Васильевна Костенко (это человек, который много сделал и для реализации закона о 21-й кнопке) прилетала в Уф удля участия в работе круглого стола. Несколько лет назад на площадке регионального отделения ОНФ мы вместе с ней поднимали проблему запрета на размещение рекламы на региональных каналах. По итогам нашей общей работы был принят федеральный закон, который снял этот запрет. А начало было положено именно в Уфе. У нас очень много сторонников в этой части, потому что это важно.
Но, ещё раз повторю, первоочередная задача АГТ — продвижение законопроекта о так называемой 22-й кнопке. Многие спрашивают, будут ли какие-то критерии отбора. Они обязательно должны быть. Мы все понимаем, что фильтры необходимы, и уже обсуждаем их с коллегами.
К: Можно ли уже озвучить, о каких фильтрах идет речь?
А. Сулейманова: Это уже не секрет. Генеральный директор НАТ Александр Широких говорил на круглом столе в Уфе о возможных фильтрах. Мы понимаем, что если мы будем инициировать принятие законопроекта о 22-й кнопке, то муниципальных компаний, желающих участвовать, будет огромное множество. Ведь муниципальных образований в стране — десятки тысяч.
К: У вас есть примерная цифра в целом по стране, сколько у нас есть реально работающих телекомпаний — нефедеральных и не входящих в 21-ю кнопку?
А. Сулейманова: У нас есть на сегодняшний день четкие данные о компаниях, претендующих на 22-ю кнопку — я могу их озвучить. Это компании, не получившие место на 21-ой кнопке: городской канал "Брянский", "Вариант В" (Владимирская область), "44-й ТВ" (Костромская область), "Истоки" (Орловская область), "Вся Уфа" и "Туган Тел" (Башкортостан). По стране в целом такая статистика тоже есть, но мы сейчас анализируем именно очевидных претендентов на 22-ю кнопку. Таких более 70 компаний по стране — тех, кто соответствует формальным признакам, прописанным в законе о 21-й кнопке.
То есть, канал по формальным признакам должен соответствовать следующим критериям: 75% национального контента, охват вещания на данной территории — более 50% , плюс, 24 часа вещания (это не обязательный фильтр, но на него члены комиссии обращали внимание). Эти формальные признаки сохраняются и в возможном законопроекте о 22-ой кнопке. И далее мы предлагаем применять разработанные нами фильтры.
Поскольку измеритель рейтинга в нашей телевизионной индустрии — "Медиаскоп" — работает в крупных городах с населением свыше 100 тысяч человек, мы в качестве первого и основного фильтра определяем, что телеканалы должны вещать на территории именно таких городов, а по стране их всего 169.
Второй фильтр — телеканалы, вещающие на той или иной территории с общим объемом зрительской аудитории более ста тысяч. Это, например, компания "Арис" — она вещает в городе Кумертау. Это маленький город, с населением менее ста тысяч, но "Арис" вещает и на область вокруг города. Согласно лицензии, зона охвата как раз более ста тысяч. Подходит! Таким образом, по нашим подсчетам, на конкурс выйдет порядка 183-187 муниципальных образований по стране.
К: Вы хотели бы для публикации перечислить те каналы, которые уже входят в АГТ или прислали заявки на вступление в Ассоциацию?
А. Сулейманова: Да, конечно! Вот вы спросили, почему выбраны именно эти телекомпании для учреждения ассоциации. На самом деле, основным учредителем здесь выступал НАТ, а все остальные компании примкнули. Многие компании хотели бы стать ее учредителями, но тогда мы юридически должны были бы собраться все в одном месте и в эту минуту — только тогда все было бы легитимно. А так получается, что руководители муниципальных компаний живут по принципу "волка ноги кормят", у нас масса своих проблем — от финансово-экономических до проблем взаимоотношений с властью. И просто физически многие из нас не смогли собраться. Например, "Забайкал-ТВ" — между нами 4 часа разницы во времени, им лететь до нас и далеко и дорого. Но ни время, ни деньги не помешают нам быть вместе.
К: Большое спасибо!
Беседовала Яна Бельская
Comments
Ахаха, насмешили! Ее бы
Ахаха, насмешили! Ее бы энергию да в мирное русло!
Причем дамочка, по ходу, не вполне поняла вопросов. Или не захотела на них отвечать, потому что ответить нечего: ни один уважающий себя оператор не выключит толковый канал, не перенесет его в конец списка. Но вместо того, чтобы работать над качеством своих каналов, они хотят заставить кабельщиков включать их силой. До скончания веков.
И еще подумалось, что если бы они свои креатив, силы и деньги направили не на создание очередной ассоциации, а на что-то полезное (на контент или оплату услуг связи), толку было бы больше. Хотя пиара девушке досталось бы меньше.