М.Воскобоев: главные тренды - это облака и анализ Big Data
Среди операторов связи вновь набирает популярность услуга видеонаблюдения. Как здесь можно задействовать новые технологии, например, распознавание лиц, интеллектуальную обработку данных, "Кабельщику" поведал Максим Воскобоев, коммерческий директор компании Netris.
Кабельщик: Как бы вы определили основные тенденции ближайших лет в телекоме?
Максим Воскобоев: Общемировые тренды понятны: все идет в сторону технологической сингулярности и развития нескольких параллельных технологических веток: развитие искусственного интеллекта, биотехнологий, нанотехнологий и т. д. — и все это проявляется, в том числе, в прикладных областях. Если говорить о цифровом телевидении и цифровом видеонаблюдении, то все идет в облака и к широкому применению интеллектуальных методов обработки информации. В сегменте видеонаблюдения внедряется аналитика различных видов, которая все больше строится на нейросетях. В цифровом ТВ — обработка больших объемов данных (те самые Big Data), на основе которых строится профилированный портрет потребителя и различные рекомендательные сервисы, которые позволяют предлагать ему контент таргетированно, в зависимости от его конкретных потребностей и нужд. Я думаю, эти две тенденции — облака и интеллектуальная обработка данных — это самые главные тренды, которые в ближайшие годы должны расцвести.
Уходят технологии, которые по сравнению с текущими и будущими являются более закрытыми. Например, мы видим некий закат классического IPTV: сейчас Smart-TV + облачные технологии + стриминговые технологии — практически замещают классические системы цифрового ТВ и IPTV. Закрытые системы уходят, они сменяются открытыми системами, облачными системами, системами, основанными на открытых протоколах.
К.: И как это все отражается на вашей компании?
М.Воскобоев: Мы внимательно следим за всеми новыми технологиями и всегда стараемся одними из первых использовать их в своих продуктах. За последний год мы разработали много новинок и добавили много новой функциональности в уже существующие продукты, которые так или иначе связаны и с облачными технологиями, и с интеллектуальной обработкой данных. В частности, функционал нашей платформы видеонаблюдения Netris ССTV Platform мы расширили за счет внедрения технологии мобильного видеовещания Netris MobiStream, которая позволяет осуществлять передачу видеопотока в интернет с камер квадрокоптеров и смартфонов на базе iOS и Android. Кроме того, мы интегрировали в неё огромное количество видеоаналитики, построенной на современных методах интеллектуальной обработки данных — нейросетях и прочем подобном.
К.: То есть вы, не имея жесткого фиксированного алгоритма распознавания, берете нейронную сеть, которая учится сама. В ней что-то происходит, что затем дает качественное распознавание?
М.Воскобоев: Да, это некий черный ящик. Вот пример: недавно мы интегрировали в нашу платформу распознавание лиц, и сейчас в Москве на городском портале видеонаблюдения по программе "Безопасный город" есть пилотная зона — порядка тысячи камер, на которых обкатывается технология распознавания лиц. По городу в разных местах стоят видеодомофоны, подъездные, дворовые камеры, и, задав фотографию какого-то человека, можно отследить, на каких камерах он появлялся. Сейчас это опытная эксплуатация, которая по завершении будет переведена в боевую и будет активно использоваться нашими городскими службами.
К.: Что можете сказать о состоянии рынка, о его динамике в последнюю пару лет?
М.Воскобоев: Понятно, что тут две противоборствующие тенденции: с одной стороны, появляются совершенно новые рынки, которые до недавнего времени нельзя было даже вообразить или предсказать; с другой стороны, на это накладывается кризис, который приводит к сжиманию старых рынков: денег становится не очень много как у населения, так и у заказчиков (по сравнению с более тучными годами). Но, тем не менее, общий тренд все-таки на некоторое расширение, и мы очень неплохо себя чувствовали: при всех негативных явлениях мы последние два года вполне стабильны и неплохо существуем.
К.: Это в основном за счет госзаказов?
М.Воскобоев: Ну, нельзя сказать, что мы живем на госзаказах — у нас огромное количество частных заказчиков, и это балансирует, уравновешивает одно другое, поэтому мы довольно уверенно себя чувствуем. Понятно, что госзаказ вносит ощутимую лепту, но частные заказчики вносят ничуть не меньше.
К.: И как вы оцениваете тенденцию, есть ли просветы в плане роста рынка?
М.Воскобоев: Все зависит от общеэкономической, макроэкономической ситуации в нашей стране и в мире, но будем надеяться, что все будет хорошо. В современном мире все настолько быстро меняется и технологии настолько быстро развиваются, что классические отрицательные экономические факторы нивелируются тем взрывным ростом технологий и рынков, который наблюдается. Мы надеемся, что этот позитивный тренд победит негативный, к тому есть все предпосылки.
К.: Есть ли спрос на интеллектуальные технологии распознавания со стороны не только государственных, но и частных клиентов?
М.Воскобоев: Да. Эти технологии очень активно используются — например, в маркетинге, в ритейловых сетях...
К.: Когда постоянного клиента узнают и говорят: "Для вас, Петр Иванович, у нас есть предложение..."?
М.Воскобоев: Например, так. Можно еще строить так называемые "тепловые карты" — определять наиболее посещаемые места в рамках данного помещения и ставить туда какой-то определенный продукт. Можно анализировать перемещения продукта по залу, даже если он не оборудован RFID-метками — просто на базе внутриобъектовой системы видеонаблюдения. Можно отслеживать траектории перемещения посетителей внутри определенной территории и использовать эту информацию. Применений много — не только для государственных заказчиков, но и для частных тоже.
К.: А кто пишет софт для ритейла?
М.Воскобоев: Есть несколько компаний — наших партнеров, которые разрабатывают системы аналитики, заточенные под различные сегменты и различные задачи. Мы с ними интегрированы и, соответственно, под каждую задачу подбираем ту или иную систему и предлагаем заказчику. Они делают универсальные базовые разработки: геометрия, пересечение периметра, движение в том или ином направлении, классификация объектов (животное, человек или машина), распознавание цветов. А уже на более высоком уровне благодаря интеграции с аналитическими системами могут решаться самые разные задачи — например, слежение за службами ЖКХ: убирают ли они вовремя снег, вывозят ли мусор и т. д. Такие прикладные задачи иногда требуют доработки стандартных алгоритмов, и эти доработки выполняются по отдельному заказу.
К.: Как пережил ваш бизнес последние два года?
М.Воскобоев: Мы достаточно уверенно и стабильно этот период пережили и не заметили серьезного ухудшения положения. За последние два года наш штат вырос больше чем в полтора раза — у нас сейчас около ста сотрудников. Большая часть из них — разработчики и инженеры. У нас небольшой и эффективный менеджерский состав, который умудряется всем этим рулить, не раздувая штата, а основные ресурсы мы вкладываем в разработку, в R&D.
К.: Где, кроме России, вы еще работаете?
М.Воскобоев: В основном в СНГ, мы больше ориентированы на внутренний рынок.
К.: Как на вас повлияли санкции и кампания по импортозамещению?
М.Воскобоев: В нашем случае это нам даже помогло: мы полностью отечественная компания, и все разработки у нас отечественные. На волне импортозамещения это часто является дополнительным аргументом в пользу выбора нас как поставщика, так что это нам сыграло на руку. А поскольку мы софтверная компания — мы не часто пересекаемся с поставками оборудования, и поэтому санкции напрямую нас не задели.
К.: Понятно. Спасибо!
Беседовал Юрий Курочкин