Герасим Гадиян: "Зритель быстро мигрирует из телевидения в социальные сети"
Кабельщик: Как бы вы определили основные тенденции ближайших лет в телекоме?
Герасим Гадиян: Кардинально изменяется структура потребления телевизионного контента. Известно, что существует всего 5 способов, или сред вещания: эфир, кабель, спутник, IPTV и интернет (ОТТ). Сегодня, благодаря развитию технологий, происходит глобализация потребления контента, реализуется известный принцип "Телевидение (телеканалы) всегда, везде, на всех устройствах". Принцип провозгласили, а как можно его реализовать? Ответ лежит на поверхности: только с помощью глобальной сети, поскольку только она позволяет обеспечить взаимодействие между всеми остальными четырьмя средами вещания. А глобальная сеть — это интернет.
Эти теоретические представления реализованы нами на практике, в ОТТ IPTV платформе Vintera TV. Я бы сказал еще по-другому: мы реализовали принцип одного окна. Любой оператор может прийти к нам. Мы берем его сигнал (причем откуда угодно — со студии, из кабеля, из эфира, со спутника — из любой среды) и с помощью наших уже отработанных способов доставляем из любой точки куда угодно — хоть из Владивостока в Москву, хоть в Америку. Причем, делаем это за символические деньги.
К.: А с кого вы берете деньги? С оператора?
Г.Гадиян: Мы всего лишь осуществляем доставку, и за нее может платить либо сам канал, либо оператор — это как решит правообладатель. У нас примерно половина каналов говорят: для нас это копейки, мы будем сами вам платить, а оператор будет платить нам за права и т. д. А другие говорят: мы даем права оператору, пусть он вам и платит.
Сейчас формируется экосистема цифрового телевидения, и она включает в себя интернет как основной мост между всеми средами вещания. Благодаря этой системе телевещателю не надо будет каждый раз тратить огромные деньги и обращаться в разные сети, как он сегодня делает. Чтобы было понятно, приведу конкретный пример. Одному из телеканалов Красноярска требовалось поднять сигнал на спутник, и он платил порядка 100 тысяч рублей в месяц только за то, чтобы доставить свой SD-канал по земле из Красноярска до Москвы, до телепорта. Используя нашу сеть CDN (Content Delivery Network), мы обеспечили доставку всего за 590 рублей в месяц. Более того, вместе с телеканалом мы проводили эксперименты и поднимали битрейт от 1,5 до 2,5 и даже до 3 Мбит/с, чтобы понять, начиная с какой скорости качество уже не будет меняться. Они поставили рядом два 60-дюймовых телевизора, на одном из которых был исходный сигнал, который они нам давали, а на другом тот, который они принимали со спутника. При скорости 1,8 Мбит/с был достигнут абсолютный максимум качества изображения, дальнейшее повышение битрейта никакого эффекта не давало. Уже при битрейте 1,5 Мбит/с для контента данного ТВ-канала достигалось broadcast-качество.
К.: А если бы это был HD-сигнал?
Г.Гадиян: Тогда было бы достаточно от 3 до 4 Мбит/с в кодировке MPEG-4 (720р). Это очень важно для интернета, но еще важнее при подъеме на спутник, потому что за любое повышение битрейта платит ТВ-канал. Вот вам конкретный пример реализации концепции единой экосистемы цифрового телевидения и глобальной системы доставки ТВ-сигнала. Мы сейчас не только свои каналы, которые производит компания HD Media, раздаем по всему миру — мы эти услуги оказываем десяткам телекомпаний, которые пользуются сервисом Vintera TV.
Еще один тренд, очень важный для отрасли: происходит размывание брендов. Вот сейчас на выставке (интервью бралось в рамках CSTB'2017 - Ред.) много известных брендов, которые не меняются десятилетиями. И впервые их представители подходят к нам и предлагают свои услуги для сервиса ОТТ. А ведь совсем недавно они говорили: "Нет, мы для интернета прав предоставить не можем, будем зарабатывать только на локальных кабельных сетях". Все, барьеры сломаны, они пришли в ОТТ. Но и это еще не все. Они упустили время. Потому что за это время независимые производители контента стали делать интересный контент, который за совсем небольшие деньги не только конкурирует с известными брендами, но и успешно их догоняет. На своей платформе мы получаем абсолютно точную статистику смотрения каналов, и мы видим, что ряд каналов появившихся всего месяц назад, опережают уже давно известные каналы и сложившиеся бренды.
Наконец, третий момент. Кардинально меняется структура потребления телеканалов: зритель мигрирует в социальные сети. Самый яркий пример — это Трамп. Все основные американские СМИ поддерживали Хилари Клинтон, а победил Трамп. В том числе и потому, что были приняты беспрецедентные меры по грамотной рекламе через социальные сети. Нам не следует об этом забывать и зацикливаться на наших замечательных каналах первых двух мультиплексов. Они действительно замечательные, но интересы зрителей существенно шире.
К.: А что вы скажете по поводу технологий 4К, 8К и что там еще дальше? И 3D — вроде бы это направление ушло с рынка?
Г.Гадиян: Я представляю еще и интересы Ассоциации телевидения высокой четкости и цифрового кино, так что глубоко погружен в эту тему. Мы еще в 2007 году подняли на спутник круглосуточный канал HD Media и принимали его на выставке NATExpo. Почему мы не сделали этого с сигналом 4К? Потому что, по моему мнению, у 4К пока нет очевидной перспективы широкого распространения не только в России, но и во всем мире. Его сейчас рекламируют — это прекрасно, развитие технологий остановить нельзя. Но если говорить о коммерции, то я на сегодня большой коммерции здесь не вижу, и вот почему: чтобы увидеть разницу между 4К и 2К, или между Ultra HD и Full HD, нужно иметь телевизор с экраном как минимум 80 дюймов и сидеть на расстоянии от него около 2 метров. На этом можно поставить точку. Особых технологических препятствий я вообще не вижу: да, это несколько дороже, полоса больше, но это решаемые вещи. Да, через интернет тяжелее передавать — в идеале нужно 22-24 Мбит/с, а на самом деле хватит и 12-13, если грамотно сделать. Другой вопрос- когда это получит массовое распространение? Я думаю, тогда, когда будут широко доступны гибкие экраны. Когда у вас квартира будет состоять из гибких экранов. Или я пришел на выставку, рулончик развернул вместо баннера — это будет другое дело, и здесь 4К или 8К будут иметь принципиальное значение. На самом деле гибкие экраны уже есть, но они еще достаточно дороги и не стали массовыми.
Короче говоря, с 4К мы уже вышли на предел физических возможностей человека по восприятию изображения. Что-то подобное было с телефонами. Помните, было время, когда считалось круто делать телефон как можно меньше. Дошли до такой степени миниатюризации, что телефон уже в руках терялся, и пошел обратный процесс — увеличение экрана.
Кстати, сегодня смотреть 4К на мобильном телефоне — это абсолютно бессмысленно, даже Full HD смотреть бессмысленно. Значит ли это, что 2К или 4К не надо вещать на телефон? Совершенно не значит. Потому что телефон может превратиться в универсальную мобильную приставку к телевизору. Вы можете сидеть в любой точке мира и с телефона транслировать картинку на большой экран. Так что, на мой взгляд, развитие 4К — это хорошо и правильно, а говорить о коммерческом применении этого формата возможно будет не ранее, чем через 2 года.
К.: Спасибо!
Беседовал Юрий Курочкин