А.Черняев: импортозамещение для рынка России — это правильное направление
Как компания Huawei реагирует на тренд импортозамещения в России, видит ли бизнес в формате 4K и над какими инновационными системами и решениями сейчас работает, "Кабельщику" рассказал ведущий менеджер Huawei Александр Черняев.
Кабельщик: Как бы вы определили основные тренды ближайших лет в телекоме?
Александр Черняев: Я думаю, на ближайшее время 4К будет трендом, на котором нужно работать и зарабатывать. Сегодня уже больше 50% телевизоров в магазинах телевизионной техники поддерживают формат 4К. То есть оборудование 4К у населения уже есть, его покупают все больше и больше; абонентам нужен высококачественный контент, за который они готовы платить, и операторы вынуждены будут этот контент поставлять, предоставляя все большую ширину канала и безлимитный интернет.
В России многие операторы скептически относятся к возможности заработать на видео, но нужно смотреть вперед. Если у абонента будет возможность посмотреть какую-то новинку дома с семьей на большом экране в формате 4К, он согласится заплатить за это вместо того, чтобы идти в кинотеатр и потратить в пять раз больше. По всему миру, и в Китае, и в Европе, это успешный бизнес, который развивается. Мы пытаемся создать успешную модель кооперации, помочь оператору выйти с инновационными предложениями. Нельзя же до бесконечности анонсировать увеличение количества транслируемых каналов стандартной и высокой четкости, выдвигая это в виде основного преимущества в видеобизнесе по сравнению с конкурентами, это не поможет заработать — чтобы добиться успеха, нужно смотреть вперед, быть инноватором.
Компания "Триколор" сделала прекрасный стратегический ход — объявила, что будет предоставлять 4К-телеканалы, и теперь продвигает свое решение через ритейл. Это хороший пример, такие модели сотрудничества очень важны. Мы, как технологическая компания, готовы выступать драйвером при построении 4К-экосистемы, мы готовы свести друг с другом контент-провайдера, у которого есть этот контент, непосредственно с оператором связи. Мы подписали соглашения о сотрудничестве с рядом российских контент-провайдеров, которые готовы предоставить контент в 4К-качестве, и сейчас ведем переговоры с операторами связи о совместном тестировании услуги по предоставлению абонентам 4К-контента. Важно, чтобы операторы на собственном опыте убедились, что на этой услуге можно хорошо заработать.
К.: Как еще вы видите современные технологические тренды?
А.Черняев: Похоже, весь мир движется глобально к такой новой модели, когда производитель отходит от чистого производства и начинает брать на себя дополнительные риски бизнеса совместно с потребителем, в нашем случае — с оператором. Сегодня видеосмотрение становится главенствующим трендом потребления со стороны конечных абонентов, и вся инфраструктура, экосистема должна быть готова к предоставлению такой услуги. Наша компания как провайдер end-to-end решений подходит к созданию экосистемы комплексно: должное качество видео должны поддерживать и головные станции, и сеть оператора, и конечное абонентское оборудование. При этом мы всегда движемся впереди рынка, ведь догонять рынок или представлять то же самое, что делают остальные — это, по сути, означает потерю инвестиций. Мы инвестируем в новые технологии, чтобы в тот момент, когда новая услуга, такая как 4К видео, станет востребованной, мы были бы уже готовы ее предоставить.
К.: Вы хотите сказать, что в какой-то степени сами формируете рынок?
А.Черняев: В определенной степени это так. При этом мы всегда думаем о том, как предложить оператору новые услуги, которые принесут ему дополнительный доход. Сами операторы не готовы тестировать что-либо новое на своих абонентах, пока не будут уверены, что смогут заработать — это нормальный бизнес-подход. Мы как компания-производитель имеем право на эксперименты, и мы готовы работать вместе с операторами, чтобы их бизнес был успешным.
К.: То есть производитель перестает просто предлагать технологию и начинает думать о том, что нужно оператору, чтобы зарабатывать? И под это выстраивает технологическое развитие?
А.Черняев: Совершенно верно. Конечно, мы тестируем какие-то новые для себя технологии — недавно, например, апробировали систему распознавания лиц на сет-топ-боксах, тестировали ее вместе с операторами и признали бесперспективной, потому что она вызывала опасения у абонентов. А раз нет потребления со стороны абонента, нет и развития услуги. Но продолжаем работать над инновациями — теперь акцент делается на распознавании голосовых команд для управления телевизором.
Александр Черняев, Huawei
К.: Что из оборудования, которое вы производили, сегодня стало ненужным — как 3D, например?
А.Черняев: Конечно, аналог уходит. Но пока есть абоненты, готовые потреблять услугу в аналоге, аналоговое оборудование будет работать. Трансформация технологий идет постепенно. Что касается 3D, то оказалось, что заказчик не готов потреблять такую услугу. Рынок формируется потребителем, и наша концепция состоит в том, чтобы строить экосистему под конечного пользователя. Нельзя дать абоненту 300 каналов и десятки тысяч фильмов и рассчитывать, что он будет доволен. На самом деле абонент может быть доволен при 20 каналах и 100 фильмах, но это будут те каналы и те фильмы, которые он любит. В этом случае вы получите лояльного абонента и, конечно же, сможете допродавать ему какие-то вещи. Контент — это еще не все. Абоненту нужно умное окружение, которое облегчило бы ему жизнь, и мы работаем над этим.
К.: А как вы расцениваете развитие ОТТ?
А.Черняев: ОТТ-провайдеры начинают активно сотрудничать с традиционными операторами связи, потому что понимают, что надо заходить в дом, на большой экран. Мобильное видео — это потребление в дороге, короткие ролики, а за короткие ролики человек не готов платить, так что заработать на них сложно. Поэтому формируется кооперация между операторами ОТТ и традиционными операторами, в мире мы видим такие примеры.
К.: Коснулась ли вас политика импортозамещения, воздействует ли это на ваш бизнес? Насколько я понимаю, сокращение импорта продукции западных вендоров должно привести к росту доли китайских производителей.
А.Черняев: Это вопрос больше к нашей пресс-службе, а я отвечаю за раздел видео. Но, конечно, с точки зрения развития бизнеса локализация решений — это правильное направление для российского рынка. Это и защита инвестиций, и снижение рисков, и мы не видим в этом какой-либо угрозы для нас. Так или иначе, глобальная экспертиза остается за компанией Huawei, и мы всегда найдем интересные модели взаимодействия — если не сможем зайти с технологическим решением, зайдем с бизнес-моделью, предложим какие-то новые модели монетизации, сервисную модель распространения услуг. Я считаю, что для российского рынка импортозамещение — это правильное направление, а для нашего бизнеса это своего рода вызов: оно означает, что мы должные делать еще более качественные продукты, а по стоимости должны соответствовать ожиданиям российских заказчиков. И, наверное, надо как-то интегрироваться с российскими производителями. Именно поэтому мы сейчас интегрируемся с локальными производителями контента, потому что это, по сути, локализация. Мы всегда будем работать в направлении сближения с локальными партнерами, нам интересно сотрудничать с российскими производителями и контента, и систем, и сервисных услуг.
К.: Как на бизнес компании повлиял экономический кризис? Вы как-то его чувствуете?
А.Черняев: Так или иначе это чувствуют все, в том числе и мы, потому что тот же операторский рынок сейчас больше озабочен сохранением инвестиций, экономии, а это влияет на уровень новых продаж. Но кризис нужно пережить, и мы переживем его вместе с нашими российскими партнерами. Прошлый год закончился для компании хорошо. Так что не стоит говорить о падении рынка, надо говорить о поиске новых моделей взаимоотношений: это не прямые продажи, а модели revenue sharing, либо лизинг, либо еще что-то, что позволит оператору сэкономить, а нам предложить свои новые продукты или решения.
К.: Спасибо!
Беседовал Юрий Курочкин