К вам едет Ревизор
Официальная информация
С 2014 г. в России ведется Единый реестр, позволяющий идентифицировать сайты в интернете, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено. Согласно пункту 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, оператор связи, оказывающий услуги доступа в интернет, "обязан в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса сайта ограничить доступ к такому сайту в сети интернет".
За неограничение доступа суд наказывает организацию штрафом от 50 до 100 тыс. руб. безальтернативно (для ИП: 10-30 т.р.), а должностных лиц от 3 до 5 тысяч рублей. Закон вступает в силу с 25 марта 2017 г. При этом, зачастую наказывают дважды: и должностное, и юридическое лицо.
Роскомнадзор даже утвердил Рекомендации по ограничению доступа к информации в интернете, а за закрытием доступа следит сертифицированный аппаратно-программный агент АС "Ревизор". Ревизор устанавливается согласно приказу Роскомнадзора от 17.07.14 г. № 103.
Согласно п. 4.1.2. Технического задания, Ревизор должен иметь доступ к ЦУ по прикладному протоколу, защищенному протоколами SSL(TLS), и к сети через СПД, ограничение доступа к информации, на которой и будет проверяться. Также функционал Ревизора позволяет проверять работоспособности СПД операторов связи (доступность "Белого списка").
Структура функционирования и логика работы системы "Ревизор"
Логику и схему работы Ревизора можно понять из письма ФГУП "РЧЦ ЦФО" (которое ведет с операторами техническую работу по Ревизору), которое можно найти в свободном доступе здесь.
Если описывать вкратце, то Ревизор сперва находит запрещенный ресурс, затем делает скриншот сайта, создаёт протокол мониторинга и отправляет его в ЕИС Роскомнадзора.
Протокол мониторинга прилагается к протоколу об административном правонарушении. Важно понимать, что с даты протокола мониторинга отсчитывается срок давности привлечения к административной ответственности.
Расходы на Ревизор, в т.ч. за порт доступа на скорости 10Мбит/с, трафик, который использует Ревизор (может достигать нескольких Гб), потребляемое электричество предлагается оплатить оператору. Вместе с тем, это не вытекает из действующего законодательства РФ, а пункт 9 приказа Роскомнадзора № 107 и вовсе нарушает права предпринимателей и может быть оспорен в Верховном суде России.
Блокировать требуют все IP-адреса, даже те, которых нет в реестре. Это, в частности, указано в официальном сообщении Роскомнадзора, и такая логика подтверждается практикой. Так, в протоколах мониторинга от "Ревизора" зачастую значатся IP-адреса, отсутствующие в реестре. В протоколе мониторига IP-адресов нет вообще – только URL-ы и снимки, причем на некоторых имеется информация о том, что такого сайта не существует.
Порядок установки (на примере ЦФО)
Ответственными за выдачу АПК агент Ревизор являются филиалы ФГУП РЧЦ ЦФО в субъектах России. Предполагаемое количество агентов в ЦФО – 952, в т.ч. для Москвы и области – около 800. Планируемые способы получения агентов:
- Доставка непосредственно операторам – исключительный случай.
- Передача по адресам филиала/управления Роскомнадзора по ЦФО в Москве:
- ул. Старокрымская, д. 13;
- ул. Достоевского, д. 1/21;
- Старокаширское шос., д. 2, корп. 10.
При выдаче – расписка о получении. Проект договора безвозмездного пользования высылается на электронную почту оператора.
Согласно опросу об использовании Ревизора, проведенному среди 222 российских операторов связи, около 15% операторов вообще не установили Ревизор, а ещё 18% установили только программный агент, показания которого не могут использоваться в суде как доказательство факта нарушения, так как программа не сертифицирована.
Что мы можем рекомендовать операторам
Некоторые производители DPI (с помощью которого осуществляется блокировка) прописывают в договоре свою ответственность за штрафы Роскомнадзора при неблокировке. Ищите таких вендоров.
Некоторые вышестоящие операторы (uplink) прописывают в договорах о присоединении обязанность блокировать за присоединяемого оператора (downlink). Ищите таких операторов при заключении договора. При этом, если вы получите штраф, вы транслируете его uplink’у в рамках субсидиарной ответственности, предусмотренной гражданским законодательством России.
Наконец, аппаратных агентов закупили не на всех интернет-провайдеров, поэтому по возможности не получайте аппаратный Ревизор. Передача Ревизора документируется актом приемки-передачи, про договор в приказе № 103 упоминания нет, поэтому такой договор подписывать нельзя.
Оспаривайте в суде, ссылаясь на пропуск срока давности (3 месяца).
Практика
АС "Ревизор" формирует материалы по операторам связи, на сетях которых зафиксировано "более 1% незаблокированных ресурсов" (из ответа и.о. начальника отдела мониторинга интернет-ресурсов Управления информационных технологий аппарата управления ФГУП РЧЦ ЦФО Владислава Алексеевича Минакова на конференции Росокомнадзора).
Следует отметить, что до 25 марта операторов к административной ответственности также привлекали, но к штрафам от 30 до 40 тыс. руб. На таких судах следует заявлять нижеуказанную позицию:
В соответствии с п. 6. ст. 205 АПК РФ: "При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол". Основанием для привлечения к ответственности является наличие состава правонарушения.
П. 1 ст. 2.1 кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ): определяет состав административного правонарушения как: "противоправное, виновное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом ... установлена административная ответственность".
В соответствии с п. 4.б) раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утверждены постановлением правительства России от 18.02.2005 N 87), при осуществлении телематических услуг связи предусмотрено нижеуказанное лицензионное требование: "4. обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю: б) Доступа ... в том числе к сети интернет".
Таким образом, каждый, осуществляющий деятельность в области оказания телематических услуг связи, обязан предоставлять доступ в интернет.
Пункт 5. ст. 46 ФЗ "О связи" гласит: "Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к ... сети интернет, обязан осуществлять ограничение ... доступа к информации, распространяемой посредством ... сети интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ".
Таким образом, данное требование относится ко всем операторам связи, осуществляющим деятельность по предоставлению телематических услуг связи.
Ответчик осуществляет деятельность по предоставлению доступа в интернет в соответствии с п. 4.б) лицензии на телематические услуги связи.
Ответчику вменяется в вину неисполнение п. 5 лицензии – исполнение Правил оказания телематических услуг связи. В этих Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, насчитывается 73 пункта, каждый из которых обязан соблюдать оператор, имеющий лицензию на телематические услуги связи, в том числе пункт 26 а) о соблюдении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, договора с абонентом.
В соответствии с п. 4. Статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании от-дельных видов деятельности": "К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом".
Учитывая вышеизложенное, наказание ответчика за неисполнение п. 5. ст. 46 ФЗ "О связи" по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса России об административных правонарушениях как за нарушение условия действия лицензии № 97516 от 16.04.2012, будет наказанием за неисполнение требования о соблюдении законодательства России в сфере осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи в целом.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время отсутствует ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа в интернет, обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 46 Федерального закона "О связи" №126-ФЗ от 07.07.03 по ограничению доступа к информации.
В соответствии с информацией официального сайта Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 10.02.17, проект федерального закона № 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности оператора связи)", вводящего административную ответственность за: "Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи".
Данный закон №18-ФЗ только 22 февраля 2017 г. подписан президентом России.
В соответствии со ст. 2 проекта федерального закона, он "вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования", то есть 25 марта 2017.
На дату составления протоколов об административных правонарушениях Федеральный закон №18-ФЗ от 22.02.17 не вступил в действие. Таким образом, на дату составления протоколов об административных правонарушениях отсутствует ответственность за нарушение п.5 ст. 46 Федерального закона "О связи". Следовательно, в соответствии с ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ: "Производство по делу об административном правонарушении ... подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 2) отсутствие состава административного правонарушения.