Новые каналы: контентный рынок вошел в рабочий режим. Часть I

Прежние ежегодные обзоры начинались с преамбулы, в которой так или иначе обозначалась некая тенденция. Иногда оптимистическая, иногда тревожная. Количество и качество появляющихся на рынке телеканалов всегда можно было связать с каким-то общим движением на телекоммуникационном рынке или в стране в целом. И вот настал тот день, когда я не могу притянуть даже за уши какую-либо умную идею, обобщающую изменения на контентном рынке.
 
Просто установился некий "рабочий порядок", проще говоря — обычная рыночная жизнь. Одни каналы уходят, другие приходят. Обстоятельства их появления и исчезновения не символизируют ничего, кроме бизнес-стратегий конкретных производителей и дистрибуторов. И в этом есть что-то очень обнадеживающе нормальное, то есть в конечном счете оптимистическое.
 
  "БУМ-ТВ"
Ох, нелегкая это работа — написать что-то новое про телемагазин. Все-таки это история не о телеканале, а о торговом бизнесе, удачном или не очень. Впрочем, при просмотре "БУМ-ТВ" обнаружились некоторые отличия от классических магазинов на диване. Нет раздражающей многих ускоренной подачи рекламного материала (быстрая речь, резкие движения, постоянные "прямо сейчас"). Отметил я и некоторую нетипичную расслабленность ведущих в кадре, разговор "человеческим голосом", включения не студийных кадров (например, уличные дегустации). Не могу также не поделиться тем, что я впервые в жизни захотел сделать заказ в телемагазине (меня увлек предмет под названием "ветчинница"). Раньше в связи с категорической нелюбовью к любым формам давления такого желания у меня никогда не случалось.
 
  Н2
Компания A+E Networks, известная нам по телеканалу History и представляемая на рынке Media Brodcasting Group, привела в августе в Россию познавательно-развлекательный канал H2. Вероятно, секретная аббревиатура намекает на расшифровку "Хистори два". Канал в целом более спокойный, чем History, и с очевидным уклоном в познавательную составляющую. Если для "Хистори" скорее подходит название "Истории", то H2 вполне мог бы называться "История". Но история тоже не нудно-учебная, а с необходимым элементом развлекательности. Так, вполне бодро смотрится одно из популярных шоу канала — "Брэд Мельцер: Потерянная история", в котором писатель раскрывает сложные и запутанные загадки прошлого. А в сериале "Реальные монстры" пытаются выяснить, что стоит за легендарными преданиями о чудовищных существах и великих богатырях. Познавательно? Безусловно. Но и дух местами захватывает.
 
 
Есть на канале программы и традиционного историко-публицистического формата: "Древние открытия", "Древние пришельцы" и т. д. Здесь много не скажешь — добротная продукция, вполне типичная для этой тематической ниши.
 
  "Страна FM"
Радиостанция "Страна FM", сменившая в столичном радиоэфире почивший "Кекс", заявлена как отечественная мультиформатная. Не знаю, как радио, но на одноименном телеканале, запущенном в конце лета 2016 года, соблюден только принцип "отечественная". Жанровое разнообразие несколько условно, — преобладает "российская популярная музыка" (если выражаться языком пресс-релиза без уничижительных терминов) и что-то похожее на рэп. Хотя мелькали и представители других жанров. Я просто не все мог опознать — до сих пор не знаю, в каком стиле поется песня "Гелик Вани".
 
Само превращение радиостанции в телеканал путем размещения клипов и трансформации ди-джеев в ви-джеев в пресс-релизе заявлено как "уникальный проект". Это нам в "Кабельщике" знакомо — 99% пресс-релизов содержат слово либо "первый", либо "уникальный", а чаще всего оба. Ничего особенно уникального в концепции канала нет, равно как и ничего плохого. Родная попса и "молодежная музыка" собирают полные залы, наполняют эфиры десятков станций, кормят своей жизнью сотни газет и журналов. А значит, у любого подобного проекта всегда найдется преданная телеаудитория.
 
  "ТНТ Music"
Весной 2016 года телеканал A-One, больше 10 лет проживший в музыкальной линейке, прекратил свое существование, а 49% канала у владельца Евразийского трубопроводного консорциума Александра Карманова приобрел холдинг "Газпром-Медиа". И на базе A-One был запущен музыкальный телеканал "ТНТ Music", начавший вещание в конце мая. От концепции A-One, проделавшего путь от рока и альтернативы до чистого хип-хопа, в новом канале не осталось ничего.
 
В эфире очередного музыкального круглосуточника крутят отечественную и зарубежную поп-музыку, а также традиционные для музканалов общего направления хит-парады и музыкальные шоу-программы. Получилась такая смесь "Муз-ТВ" и MTV (не ищите в оценке негатив). Лично на меня сильное впечатление произвел клип исполнителей "Потап и Настя" под названием "Стиль собачки". И вообще просмотр канала открыл мне много нового в культурной жизни отечества.
 
 "КВН ТВ"
Такие выходы на рынок я отношу к разряду "очень странно, что только сейчас". Если сделан канал из "Комеди-Клаб", то почему до сих пор не было "КВН ТВ", можно объяснить только какими-то внутренними бизнес-процессами в компании "АМИК".
 
Так или иначе 1 июня 2016 года "КВН ТВ", ставший совместным проектом телевизионного холдинга "Ред Медиа" и телевизионного творческого объединения Александра Маслякова, начал вещание. Сразу же "Триколор ТВ" и "Ред Медиа" заключили соглашение о включении нового телеканала в состав базового пакета.
 
 
Что такое КВН в нашей стране и на всем постсоветском пространстве, знают все, в особом представлении контент телеканала не нуждается. Любим мы или не любим современный юмор, устойчивая аудитория каналу гарантирована. Даже те, кто не может без оскомины смотреть современный КВН, находят себе радости в огромных архивах "АМИКа", составляющих внушительную часть сетки. Я сам с удовольствием смотрел отрывки из культовых когда-то игр, ностальгически возвращаясь в 90-е годы прошлого столетия, когда КВНа в телевизоре было меньше, но значило каждое выступление гораздо больше.
 
  "Твой дом"
На платформе "Орион Экспресс" в мае прошлого года появился новый телеканал "Твой дом", созданный, как говорилось в пресс-релизе, в рамках поддержки одноименной торговой марки. Как и одноименная марка, канал предлагает все возможное для дизайна, ремонта и строительства.
 
Запуск в прошлом году канала аналогичной тематики "Бобёр" изрядно поднял планку для жанра ремонтно-хозяйственных телепрограмм, и от сравнения пока никуда не уйти. "Твой дом" выглядит более "буржуазно", хотя от практики при этом не оторван. Канал сделан качественно, стилистически выдержанно, без лишней экономии. Но назвать какую-то изюминку навскидку у меня не вышло. Просто еще один добротный источник контента о дизайне, кулинарии и модном ремонте. Придраться не к чему, но и особо зацепиться не за что. А может, я просто не досмотрел, потому что однажды сломался на Никасе Сафронове в переднике на кухне.
 
 
 
  "Пингвин Лоло"
Детский канал, который "Орион Экспресс" привел на российский рынок, делается в принципе уже несколько лет. В основе сетки "Пингвина Лоло" — классические советские мультики разных лет, широкий ассортимент иностранного разножанрового анимационного продукта, от малоизвестных французских мультфильмов до "Тома и Джерри" и "Короля Льва". Без логотипа не поймешь, какой именно из детских каналов смотришь, что для русскоязычных каналов этой тематики вполне типично.
 
Кроме непосредственно мультфильмов канал украшает сетку длинными межпрограммными блоками с кусками разных мультиков (иногда на них появляется полоска с названием источника и указанием "смотрите на нашем канале", иногда нет). Только через некоторое время я заметил, что под логотипом во время трансляции этих блоков стоит подпись "Мультконцерт". Можно было догадаться, но не во всех отрывках пели. В конце концов, может быть, такая анимационно-клиповая манера подачи — это именно то, что нужно детям.
 
Периодически идет блоками по три пятиминутки воспитательная мультпрограмма "Детские фантазии". Сова-морализатор и воспитуемый ею домовой со странным именем Непослуха на меня особого впечатления не произвели. Возможно, производят на малолетних зрителей.
 
Три телеканала от НТВ
Что может быть логичнее, чем дополнительная монетизация богатой библиотеки популярного эфирного канала? Даже странно, что это случилось только в 2016 году. Запустились каналы быстро и без помпы: летом получили СМИ, а осенью начали вещание. В прошлом году ушли последние каналы, носившие в названии "НТВ Плюс", и бренд НТВ возродился на рынке платного телевидения в трех новых проектах.
 
"НТВ Сериал". Телеканал отечественных криминальных и остросюжетных сериалов. "Возвращение Мухтара", "Карпов", "Пятницкий", "Литейный", "Шеф" и многое другое из боевого показа канала НТВ.
 
"НТВ Право". В эфире проекта собраны судебные шоу, расследования, публицистика и документальные сериалы. Все то, что оглашается в анонсах привычно-загробным "...на канале НТВ". Программы "Суд присяжных", "До суда", "Прокурорская проверка", "Судебный детектив" и другие проекты, а также ежедневные выпуски информационной программы "ЧП".
 
 
"НТВ Стиль". Этот канал собрал библиотеку программ НТВ о путешествиях, дизайне, ремонте и обустройстве жилища, кулинарные, гастрономические и потребительские шоу плюс программы о здоровом образе жизни и психологии.
 
 
 "Открытый HD"
""Открытый HD" предлагает собрание лучших музыкальных клипов и экстремальных видео, созданных самими зрителями. Это уникальный проект, позволяющий творческой личности найти своего зрителя или слушателя" — так написано в презентации нового музыкального канала, созданного командой кабельного оператора "Брянские кабельные сети".
 
Насчет "созданных самими зрителями" я не очень понял, что имеется в виду. В основе эфира — набор музыкальных клипов разностильных русскоязычных исполнителей. Клипов самого разного качества, но все-таки в большинстве условно относимых к категории профессиональных, хотя встречались и записи квартирно-концертного типа, но все же это не "хоум-видео". Видимо, подразумевается, что канал дает площадку для выхода на экран музыкантам малоизвестным и начинающим. В списке "Наши артисты" на заглавной странице сайта в обзорную неделю были заявлены "Линкор" (Нижний Новгород), Андрей Антонов (Липецк), Hadn`t Tea (Алма-Ата) и Борис Гребенщиков (Санкт-Петербург). Имя Борис мне определенно где-то встречалось...
 
Эфир делится на блоки Jazz Time, Pop Time и т. д. Я нашел на канале то, что послушал с огромным удовольствием. Но много было и того, что я бы с огромным удовольствием не слушал. Подозреваю, что людей с ровно противоположными вкусами тоже немало. Другими словами, постоянным фоном канал пустить все же трудно, а это для музыкального ТВ существенный минус. Ну или преданному зрителю нового телеканала нужно обладать достаточно эклектичным вкусом. Но я совершенно не исключаю, что именно такой смешанный музыкальный вкус сейчас в тренде у молодежи. Надо поспрашивать.
 
  "Анекдот"
"Феникс Тверь", хорошо известная на рынке по таким отличным проектам как "Феникс плюс Кино" и "Оружие", запустила весной 2016 года новый юмористический канал "Анекдот". В основе эфира лежат так называемые скетчкомы — уличные шутки и незатейливые подставы с записанным смехом, а также юмористические сценки отечественного производства в стиле "Городка" и "6 кадров". Не будучи поклонником данного жанра, я признаю, что массовый зритель был одно время этим очень увлечен. Правда, мне казалось, что мода на это прошла, да и вера в то, что на улицах можно найти столько доверчивых кретинов, в народе поугасла. Но может быть, я ошибаюсь, и скетчкомы нон-стоп — это то, что сейчас особенно нужно замученному тяжелой жизнью зрителю. В любом случае, разыгранные актерами анекдоты разной степени свежести, судя по федеральному эфиру, всегда находят своих поклонников.
 
"Смайлик ТВ"
""Смайлик" — детский телеканал для аудитории в возрасте от 3 до 12 лет, наполненный исключительно полезным, познавательным, развивающим и развлекательным контентом, созданным с учетом возрастных особенностей зрителей", — повествует стартовый пресс-релиз. Вообще-то, возраст 3–12 для детского канала — разлет немаленький. Слишком разные возникают "возрастные особенности". По моим впечатлениям, "Смайлик" все-таки сделан для аудитории 3–6 (ну, может, 3–7).
 
В целом все неплохо — нежная мультграфика, всякие кинозарисовки со зверушками, хорошо сделанная познавательная программа "Мир открытий". Симпатичная программа "Колобанга" — мультфильм про колобков (внешне совпадающих с символом канала), которые ведут расследование в интернете. Очевидно, что делают канал люди, которые в детском телевидении понимают. И если не брать во внимание вечный вопрос, зачем нам столько детских каналов, то телеканал "Смайлик ТВ" операторы вполне могут рассмотреть для включения в пакеты.
 
  "Царьград"
Честно скажу, включив канал для обзорного просмотра и увидев проповедника "евразийской сверхдержавы" Александра Дугина (в программе "Директива Дугина"), я захотел кому-либо передать честь описания телеканала, но не нашел среди своих знакомых желающих. Хотя уверен, что среди незнакомых мне людей поклонников идей Александра Гельевича отыскалось бы немало. Находят же интервьюеры "Царьграда" на улицах человека, который на вопрос: "Какие православные народы России вы знаете?" уверенно отвечает: "Украинцы и белорусы".
 
"Консервативный православный канал", как его обозначили создатели, вовсю потакает массовому патриотическому вкусу и, если можно так выразиться, тем самым попадает в тренд. Несколько махровый "а-ля рюс" местами зашкаливает, даже новостной блок называется "Со Бытие" и написан псевдославянским шрифтом. А многие выступающие в эфире аналитики бородаты.
 
Справедливости ради отмечу — есть на канале информационно-аналитические программы умеренного тона и относительной плюралистичности подхода. Относительно потому, что все равно, даже из пауз в нужных местах, понятно, на какой стране держится мир и кто мешает нам всем жить и развиваться. И разумеется, программные директоры могут учесть массовый патриотический, консервативный и религиозный подъем, обратив свои профессиональные взоры на "Царьград". Им и не на такое приходится идти в своей непростой деятельности...
 
    Slow и Noise
"Юрий Грымов запустил на платформе спутникового оператора "Орион Экспресс" два канала в стиле релакс-телевидения — Slow и Noise", —сообщается в пресс-релизе медиахолдинга Slow TV Media, принадлежащего режиссеру. Грымов давно пытался реализовать концепцию "медленного телевидения". Сначала режиссер планировал запустить три HD-канала в этом стиле, потом они превратились в два и запустились на год позже.
 
Телевизионные релакс-истории в мире существуют не первый год, и случались периоды их особой востребованности. В любом случае, нечто приятное глазу фоновое под успокаивающую музыку не может вызвать каких-то специальных негативных эмоций. Я вообще картинки красивые люблю, и телевизор у меня служит не только источником новостей, кинозалом и музыкальным центром, но и своего рода камином. Были бы в пакете моего оператора такие фоновые релакс-каналы, наверняка бы я их периодически запускал.
 
  
 
Насколько я знаю, особых конкурентов у Грымова в этой области не было. Помнится, в 2014 году возник в интернете канал Mute TV, но что-то я давно ничего о нем не слышал, а в декабря запустился Home 4K от "Уфанета" (о нем несколько слов ниже). Так что изначальный скептицизм по поводу таких специфических историй стоит проверять на аудитории. Вдруг окажется, что шум прибоя обойдет по рейтингам "Ментовский беспредел у трех вокзалов −19″?
 
Глобальный ребрендинг каналов "Ред Медиа"
В августе 2016 года основные телеканалы, входящие в группу "Ред Медиа", сменили названия. Были обновлены также концепции (с сохранением базового направления) и эфирное оформление. Канал "Премьера" поменял название на "Кинопремьера", "Наше кино" — на "Родное кино", "Киноплюс" — на "Киномикс", "Комедия ТВ" — на "Кинокомедия", а "Индию ТВ" переименовали в "Индийское кино". Также в рамках ребрендинга были не только переименованы, но и сменили свое позиционирование каналы "HD кино" и "НТВ Плюс Киноклуб". На базе первого создали канал "Киносемья", а на базе второго появился канал "Киносвидание". Последний сосредоточился на качественных любовных мелодрамах, романтических комедиях и психологических драмах, обозначив подборку — "фильмы, которые хочется смотреть вдвоем". Что касается канала "Киносемья", то он, как гласит пресс-релиз, предлагает "максимально безопасные фильмы". В это определение входят детское кино, полнометражные мультфильмы и все, что принято называть добрым кино.
 
А еще в ноябре вместо "Много ТВ" появился телеканал "Киносерия". Обновленный канал сохранил сериальную направленность, но ориентирован стал на такие жанры как детектив, военные, политические и исторические драмы, фантастика и захватывающие триллеры.
 
  "Рубль"
Несколько неожиданное название сразу привлекло мое внимание, но заранее ничего не сказало о тематике телеканала. "Канал для самых активных и предприимчивых, для тех, кто создает добавленную стоимость и рабочие места, для управленцев и менеджеров, для тех, кто развивается и образовывается, кто двигается вперед и ищет новые возможности!" — гласит пресс-релиз. Ну то есть это бизнес-канал. Ниша непростая, но и не перегруженная.
 
Что касается самого воплощения идеи, мне еще лет семь назад казалось, что идея тематических каналов, основанных на программах в стиле "говорящие головы", себя изжила. К тому же у "самых активных и предприимчивых" обычно нет на такой формат времени. Их больше интересуют новости, отраслевая аналитика и практические консультации в юридической или финансово-управленческой сфере. Впрочем, беседы с бизнесменами-практиками, которые, к примеру, ведутся в программах "Стань партнером!" и "Бизнес класс", в целом могут быть вполне интересны профильной аудитории. Только по нынешним временам 45 минут на тему — это много.
 
 
Программы "Рубля" грешат некоторой затянутостью и уходом от основной темы. Или мне так кажется, потому что я не словил основную тему. Так, в передаче под несколько двусмысленным названием "Зрелость в моде" (с подзаголовком "Реальные женские истории") в гостях у ведущей была Виктория Староватова. Фамилию как специально для программы подобрали. Девушку спросили: "Какое это состояние, когда вам скоро исполнится сорок?" В ответ Виктория рассказала, что зрелость у нее наступила в районе тридцати, и вообще много говорила о себе. Все это, вероятно, исключительно интересно друзьям и родственникам приглашенной, но меня почему-то оставило равнодушным.
 
 
 
Все необходимые сведения общего и технического характера о телеканалах, описанных в обзоре, вы сможете найти в самом полном сетевом каталоге каналов "Кабельщика".

Source URL: https://www.cableman.ru/article/novye-kanaly-kontentnyi-rynok-voshel-v-rabochii-rezhim-chast-i