Сергей Плотников: "Ultra HD – это уже отраслевая данность"
Прошедший 2016 год можно смело объявлять годом OTT и 4K — на эти темы не высказывался и не писал разве что ленивый. В 2017 году они, очевидно, продолжат оставаться в тренде, поэтому мы решили открыть новый год беседой о 4K, OTT (ну и о ряде более приземленных тем) с директором департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП "Космическая связь" Сергеем Плотниковым.
Кабельщик: Давайте поговорим об Ultra HD (или 4К). Вы наверняка держите руку на пульсе, смотрите вокруг, как развивается эта технология в космосе и по проводам. Как обстоят дела с этой технологией в мире? Как вы оцениваете перспективы ее развития и монетизации у нас и в мире?
Сергей Плотников: Сегодня абсолютно понятно, что UHD — это отраслевая данность, естественная следующая ступень развития телевидения высокой четкости. На мой взгляд, перспективы у этой технологии очень широкие, так как производители телевизоров и съемочного оборудования активно вкладываются в развитие стандарта 4К. В данный момент почти весь новый контент снимается в 4К.
Что касается проникновения этого продукта на рынки, тут Азиатско-Тихоокеанский регион — несомненный лидер. Крупными поставщиками видеоуслуг в UHD являются Япония и Корея, которые запустили эти проекты в 2014 году. Естественно, что в качестве основного способа доставки видеосигнала в этом регионе используются спутники, которые могут обеспечить покрытие сложных географических зон, в том числе гор и островов. Похожая ситуация в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в силу сложившейся традиции и опять же непростой географии. Совершенно другая тенденция наблюдается в Северной и Южной Америке, где сервисы HD запущены относительно недавно, поэтому массовое внедрение UHD на сетях, требующее дополнительных больших инвестиций, происходит более низкими темпами.
Я думаю, что Россия имеет огромный потенциал для внедрения UHD. У нас нет такого мощного насыщения HD контентом, как в США или Европе, поэтому люди еще не наигрались в "суперкартинку". При этом на рынке достаточно много UHD телевизоров, и их число постоянно увеличивается. Правда, из российских операторов платного телевидения только "Триколор" отважился запустить пару UHD телеканалов и начать замену STB.
Впрочем, это и понятно, ведь такой продукт испытывает определенные трудности с монетизацией, связанные прежде всего с тем, что люди не видят существенной разницы между HD и UHD. Абоненты не хотят платить деньги еще и потому, что не совсем понимают, "за что". Как сказал нам на IBC один известный аналитик: "У UHD нет необходимого вау-эффекта". Простое увеличение пиксельности имеет смысл на больших панелях и на расстоянии не более трех метров, где видна разница с HD.
Для многих операторов стало совершенно очевидно, что сам по себе UHD продается плохо, поэтому игроки рынка озабочены поиском того самого вау-эффекта. Есть мнение, что таким элементом для UHD может стать NGA (Next Gen Audio). На мой взгляд, технология HDR, которую презентовали производители год назад, а также HFR (увеличение кадров в секунду), которую, вероятно, представят на выставках этого года, позволят существенно увеличить привлекательность продуктов UHD.
К.: Развитие OTT сектора. Как, на ваш взгляд, это в будущем может отразиться на спутниковом секторе? Во-первых, сами каналы постепенно запускают онлайн вещание на разных платформах, во-вторых, пользователи туда идут. Как это может сказаться на вашем бизнесе? Ну, допустим, в перспективе 5–7 лет.
С.Плотников: Совершенно естественно, что рынок сжился с мыслью распространения ТВ через IP. Причем технология ОТТ, в отличие от классического IPTV, предоставила пользователям уникальную возможность не заморачиваться насчет приемного оборудования. Таким образом, выполняются основные условия современного предложения в телеком мире, прекрасно сформулированного на выставке NAB, — everything, everywhere, wireless. Конечно, платформы ОТТ представляют некоторую угрозу для традиционных операторов платного телевидения, так как разрушают сложившуюся модель телесмотрения и бизнес-продаж STB. Это общемировая тенденция, и Россия тут не исключение. С учетом того факта, что существенная доля бизнеса телеком операторов — это организация каналов связи для телевещания, логично предположить, что ОТТ представляет угрозу и для телекома, так как загружает дешевые операторские "трубы" тяжелым медийным трафиком и не спешит делиться доходами от конечных услуг.
Тем не менее, я считаю, что в ближайшие 5–7 лет в России будет сохраняться приоритетность броадкастинга, а следовательно, традиционные операторы продолжат получать доходы, уровень которых, правда, будет снижаться.
За это время операторам связи и операторам платного телевидения придется как-то вписываться в новый маркетинговый ландшафт, что, собственно, и происходит, по крайней мере на телеком рынке. Мы запускаем спутники с Ka диапазоном, позволяющим разворачивать ШПД в любой точке покрытия, наземные операторы строят ВОЛС, мобильные внедряют 4G. И у всех у нас одна и та же цель — донести до конечного пользователя широкий спектр услуг в любой точке.
К.: Кабельные операторы в регионах много говорят о проблемности доступа цифровых мультиплексов со спутника — обязательные телеканалы не дают разрешение пользоваться спутниковыми версиями каналов без региональных врезок и версий с временным сдвигом. Участвует ли ГП КС, на бортах которой размещено большинство таких телеканалов, в этой работе? Может ли повлиять на решение вопроса в интересах операторов?
С.Плотников: ГП КС действительно участвует в реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации", в первую очередь в части организации спутниковых каналов доставки мультиплексов до приемных наземных технических средств РТРС на пять вещательных зон РФ.
Также ГП КС осуществляет доставку пакетов федеральных программ до наземных технических средств РТРС для последующей аналоговой эфирной трансляции.
Доступ к сигналу телеканалов предоставляют РТРС или сами телеканалы. Мы не участвуем в этом процессе, поскольку речь идет не столько о формировании сигнала со спутника, сколько о правах и рекламной политике телеканалов в каждом конкретном регионе.
Кроме того, кабельщики сами не готовы принять мультиплекс из-за технических проблем. Дело в том, что доставка мультиплексов и телеканалов для аналоговой передачи осуществляется в С диапазоне, поэтому для приема этого сигнала кабельному оператору потребуется как минимум построить соответствующую приемную станцию. Помимо этого необходимо дескремблировать сигнал, который закрыт отечественной системой условного доступа "Госкрипт", а это потребует покупки дополнительного оборудования. Зная, какие трудности кабельщики испытывают при замене LNB на приемной антенне, подразумевающей микроскопические вложения, я сомневаюсь, что они согласятся на дополнительные инвестиции в приемную станцию.
Некоторое время назад мы обсуждали возможность резервирования первого мультиплекса на спутниках серии "Экспресс-АТ", закрытого стандартной для нас системой условного доступа Irdeto. Такая схема существенно облегчила бы технический прием первого мультиплекса для кабельных операторов, но пока эти переговоры не закончены.
К.: Спасибо!
Беседовала Яна Бельская