Предварительные итоги 2016 года
Рынок
По итогам 2016 года российский рынок платного ТВ, в отличие от ряда других услуг связи, показал стабильный рост. Абонентская база увеличилась на 3,4% — до 41,0 млн, проникновение услуги достигло 72%. На росте выручки продолжало сказываться повышение тарифов, происходившее в течение 2015-го — в результате объем рынка вырос за год на значительные 11,0% и составил 74,7 млрд рублей.
Абоненты, млн
![](/sites/default/files/krylova_1_0.jpg)
Доходы, млрд рублей
![](/sites/default/files/krylova_2_0.jpg)
Средний счет на абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 6,3% — со 145 рублей до 154.
Доля абонентов цифрового ТВ продолжала расти и по итогам года составила 67% (в 2015 году — 65%).
Лидером по темпам роста среди цифровых технологий вновь стал сегмент IPTV. Быстрый рост продолжает демонстрировать и цифровое КТВ (на 11,2%), однако высокая динамика подключений в этом сегменте не компенсирует отток аналоговых абонентов — в целом число абонентов КТВ снизилось за год на 0,6%.
Вдвое замедлился рост числа спутниковых подключений: по итогам 2016 года темпы роста составили 2,9% (годом ранее — 5,8%), к услуге подключилось почти вдвое меньше абонентов, чем в 2015-м.
Рост абонентской базы по сегментам, 2016/2015
![](/sites/default/files/krylova_3_0.jpg)
Рост абонентской базы спутниковых операторов, тыс.
![](/sites/default/files/krylova_4_0.jpg)
В результате по итогам 2016 года за счет преобладающего роста IPTV доля этой технологии в абонентской базе выросла на 2 пп. (соответственно, доли КТВ и спутникового ТВ снизились на 1 пп.). В структуре выручки рост IPTV оказался еще более впечатляющим: позиция IPTV укрепилась сразу на 4 пп. Следует отметить, что по итогам года сегмент вышел на второе место по выручке среди технологий, опередив спутниковое ТВ.
Структура рынка платного ТВ по технологиям
По абонентам
![](/sites/default/files/krylova_5_0.jpg)
По доходам
![](/sites/default/files/krylova_6_0.jpg)
Несмотря на то, что ARPU IPTV и так является самым высоким на рынке, в течение 2016 года он рос быстрее, чем ARPU в других сегментах (рост в течение года составил 16 рублей). Причиной этого является то, что в IPTV шире спектр дополнительных сервисов, таких как видео по запросу (VoD), мультирум и мультискрин, управление просмотром (catch-up, пауза, перематывание и т. д.), спрос на которые растет с каждым годом.
Наименее заметным оказался рост ARPU в спутниковом ТВ — несмотря на прошедшее в 2015 году повышение тарифов у крупнейших спутниковых операторов "Орион" и "Триколор ТВ".
Изменение среднего счета на абонента (ARPU), рублей без НДС, 2016/2015
![](/sites/default/files/krylova_7.jpg)
Источник. ТМТ "Консалтинг"
Операторы
В 2016 году продолжился тренд, направленный на все большую консолидацию рынка: рост абонентской базы происходил за счет крупнейших операторов, в то время как число подписчиков операторов, не вошедших в топ-5, сократилось на 84 тыс.
Почти 1 млн из 1,29 млн новых абонентов подключили два лидера рынка — Ростелеком (0,65 млн новых абонентов) и спутниковый "Триколор ТВ" (0,34 млн новых абонентов).
Структура по операторам, 2016
Абоненты
![](/sites/default/files/krylova_8.jpg)
Доходы
![](/sites/default/files/krylova_9.jpg)
Высокие темпы роста по подключениям продемонстрировал в 2016 году оператор КТВ и IPTV Ростелеком, ставший самым быстрорастущим оператором из топ-5 и потеснивший занимавшего эту позицию несколько лет подряд спутникового оператора "Орион Экспресс".
Лидер рынка "Триколор ТВ", напротив, не смог сохранить высокие показатели роста — они снизились с 8,1% в 2015 году до 2,9%.
"Орион Экспресс" хотя и утратил позицию самого быстрорастущего оператора, все-таки показал довольно значительную прибавку в численности абонентской базы — она составила 150 тыс. На столько же вырос еще один федеральный оператор — "ЭР-Телеком", однако основной вклад в его рост внесли новые приобретения.
Компания МТС повторила картину развития прошлого года — рост числа абонентов IPTV в столице (по итогам года МГТС стала самым быстрорастущим оператором платного ТВ в Москве) и сокращение числа подписчиков аналогового КТВ в регионах.
Регионы
Среди федеральных округов наиболее высоким проникновением отличаются ЦФО и СЗФО благодаря Москве и Санкт-Петербургу, где к услуге платного ТВ подключены почти все домохозяйства, причем часть из них является пользователями сразу двух операторов. Наименьшее проникновение — в Сибири и на Дальнем Востоке, где менее всего развита инфраструктура кабельного телевидения.
Проникновение услуги платного ТВ, 2016/2016
![](/sites/default/files/krylova_10.jpg)
Региональные структуры рынка по доходам и абонентам различаются незначительно — в структуре по доходам ниже доля ЮФО, где большая доля подключений приходится на спутниковое ТВ с его низкими тарифами, и выше доля центра за счет Москвы, где средний счет на услугу выше общероссийского.
Региональная структура рынка платного ТВ, 2016
Доходы
![](/sites/default/files/krylova_11.jpg)
Абоненты
![](/sites/default/files/krylova_12.jpg)
Традиционно средний счет на абонента ниже на юге и выше на Дальнем Востоке и в центре, где наиболее распространена технология IPTV. В прочих округах средний счет близок к общероссийскому: колебания составляют от —1 до +4 рублей.
Средний счет на абонента (ARPU) в федеральных округах, 2016
![](/sites/default/files/krylova_13.jpg)
Прогнозы
Можно ожидать, что в 2017 году темпы роста абонентской базы еще снизятся: проникновение услуги уже достаточно высокое и сравнимо с показателями большинства европейских стран, к тому же на динамике негативно сказываются все большая доступность цифрового эфирного вещания и распространение телевизионных интернет-сервисов (в частности, интернет-вещания ведущих эфирных телеканалов). В результате к концу года число абонентов платного ТВ в России может составить 41,8 млн.
Темпы роста выручки также снизятся: закончится влияние на рынок волны повышения тарифов в 2015 году, в дальнейшем рост ARPU будет происходить в основном за счет более активного использования дополнительных сервисов. Объем рынка, по прогнозам ТМТ "Консалтинг", по итогам 2017 года превысит 77,4 млрд рублей.