Пишем анонс телеканала. Для людей
Примерно 146 тысяч раз я на разных отраслевых и не очень мероприятиях писала, говорила и рыдала на тему анонсирования телепрограмм телеканалов. Потому что душа болит, когда все усилия создателей программ и каналов идут прахом из-за неадекватного анонсирования. Потому что анонс – это самая натуральная реклама ваших программ, которая "работает" куда лучше, чем любой другой вид рекламы – зрители с удовольствием изучают все эти тексты, сулящие им бесплатное развлечение. Вот и решила свести воедино редакционные наработки, редакторский опыт, а также пожелания операторов/авторов систем EPG и выдать такую небольшую памятку – надеюсь, пригодится как операторам, так и телеканалам.
· Прежде всего, анонс должен быть. Хотя бы изредка. Потому что какой бы хороший телеканал вы не делали, если вы хотя бы изредка не мелькаете в инфопространстве, о вас гарантированно забудут. Я ради эксперимента опросила трех дружеских операторов и трех простых зрителей, знают ли они об одном из старейших детских телеканалов – невзирая на вполне достойное качество контента, он практически не уделяет внимания промоушену. Ни один из зрителей об этом канале не знал, хотя у двоих из них мы даже нашли этот канал в домашних телепакетах. Операторы либо не знали, либо были убеждены, что канал закрылся. Вот такая вот тема для размышления.
· Идеальная частота анонсирования – раз в 2-3 недели. Можно раз в месяц. Совсем круто раз в неделю. Буквально 1-2-3 свежих программы или хороших фильмов – вполне достаточно. Если они у вас есть. Если премьер у вас не бывает, наверняка бывают тематические дни (Viasat – День имени сурка просто прекрасен, круто с тематическими днями также у "Бобра" и "Кино-ТВ"), или специальные линейки программ, или еще какая интересная – поговорите с вашим программным директором, он поймет, о чем речь. Если нет и этого – что вы тут делаете, Саша, ваш же канал, вроде, закрылся?
· Анонсирование программы менее чем за 3 дня предполагает, что зрители ходят на ваш сайт или сайт оператора ежедневно. Это отчасти работает в соцсетях, но на сайтах – нет. Особенно если вы анонсируетесь через посредников в виде телегидов или нашего "Кабельщика". Только представьте – мы должны получить, как минимум, вычитать, выложить в админку и оформить. Потом люди все это должны увидеть (даже оператор, который читает ресурс ежедневно, увидит этот текст не сразу). Дальше все то же самое с его собственным сайтом. Пока оно долетит до зрителя, успеет протухнуть в полете – стало быть, усилия коту под хвост.
Совсем смешно получать анонс на 23 число, опубликованный 25. Вопрос "Зачем?", видимо, риторический.
· В анонсе априорно должны присутствовать ответы на три вопроса: что, где и когда. Это главное. Вы будете смеяться, но я регулярно вижу анонсы, в которых нет даты выхода программы. Неоднократно получала от крупных дистрибуторов пакеты анонсов, в которых не значилось, на каком именно из их каналов пройдет та или иная программа. "Туда, не знаю куда" в анонсировании не работает – этот текст вы пишете как раз для того, чтобы люди поняли, куда и во сколько им приходить.
Итак, в анонсе в обязательном порядке должны быть составляющие:
- Название программы. Желательно тут же хронометраж и возрастная метка. Можно их и не давать, но если вы хотите выглядеть хорошо в глазах коллег, не сочтите за труд - клацните еще пару раз по клавиатуре.
- Повторенье мать ученья: дата время выхода в анонсе должны быть обязательно. Если это спецпроект, посвященный какому-то специальному дню - укажите на это в названии. Многие ставят пометку "Московское время" или "Москва", что тоже правильно - оно, конечно, ежу понятно, что все анонсы идут в привязке к московскому времени, но для региональных операторов из других часовых поясов это лишнее напоминание о необходимости сделать корректировку.
- Сезон и серия – если программа серийная, тем более если это сериал. Лично я из чистого упрямства не включаю даже интересные мне сериалы, если не указан сезон. А не указывает его большинство телеканалов (Sony – отдельный респект!)
- Год создания не так обязателен для программ и документальных фильмов, но обязателен для кинофильмов. У нас по несколько штук "Крепких орешков", "Побегов", "Скоростей", "Невезучих" и прочих "Беглецов" – без поллитры не разберешься. Для художественных фильмов страна производства также необходимая деталь. Моя персональная мечта – если каналы еще и рейтинг на Кинопоиске станут ставить.
- Разумеется, синопсис. Ниже я скажу несколько важных слов о синопсисах, но тут чисто формально. Есть два подхода – один расширенный анонс на одну программу (так делают Fox, Discovery, History и Viacom, мне нравится такой подход) и несколько небольших анонсов на несколько программ. Оба варианта имеют право на существование. В первом случае желательный объем от 1,5 до 3 тысяч знаков, больше не прочтут. Во втором – 500-1500 знаков вполне достаточно для внятной "завлекалочки".
- Приложите обязательно логотип в пристойном качестве – даже если при публикации пожертвуют вашей картинкой, логотип канала поставят. (У нас на "Кабельщике" новости отражаются сразу на страничках каналов, и лого и информацию о канале видно сразу – а для анонсирования программ на страничках операторов приаттачить логотип было бы очень полезно).
- Опционально: хронометраж и возрастные метки (я уже говорила выше), имена актеров и режиссеров (хорошо, если есть известные имена или это авторский проект), цитаты актеров-режиссеров, ссылки на фотоархив программы, ее сайт и всякие полезные дополнения. Например, в анонсе очередного сезона "Живых мертвецов" уместно упомянуть о промо-акции с загриммированными под мертвецов актерами в торговых центрах, а в рассказе о программах "Авто24" - о VR-приложении канала.
- О фото и видео. Фотографии могут размещать не все. Я, например, приняла решение не перегружать нашу систему малозначащими для В2В-ресурса фотографиями. При этом мы с удовольствием встраиваем видео с Youtube– получается красиво и совсем телевизионно. Видеоанонсы в изобилии предоставляют "Ред Медиа" и "Клуб 100", Travel+Adventure, так делал "Стрим", некоторые анонсы "Сигнала Медиа" также содержат видео - и это всегда смотрится отлично. Если у вас есть такая возможность, воспользуйтесь ею – это бесплатное дополнение, но оно сделает ваш анонс куда более эффектным и эффективным.
· И несколько несложных НЕ, которые упростят вашу работу и нашу работу с вашим анонсом.
- Не мудрите с pdf, tif и прочими сложными форматами. Выдирать ваши тексты оттуда чудовищно сложно – вылезают диакритические значки, текст сливается в одно беспробельное слово, картинки и разрывы строчек превращают перетаскивание текста в админку в отдельное валютное развлечение, во время которого ваш канал поминают отнюдь не лестными выражениями. Вот для простоты и чистоты кармы – сделайте вордовскую версию или даже положите текст в тело письма. Ну, хотя бы дублируйте их там.
- Не используйте подчеркивание текста там, где не подложены ссылки – это вводит в заблуждение читателя, который потом тщетно тыкает в эту надпись, ожидая перехода на дополнительную информацию. Если используете ссылки, лучше разместите их в скобках рядом с текстом.
- Мое любимое: прописные буквы и восклицательные знаки. Представьте себе, что каждое предложение, которое вы вот так оформляете – прописными или восклицательными – вы орете в мегафон. Громко и на ухо. Представили? Ну вот – а я ж о чем! Есть правила русского языка, которые стоит изучить (ну, если вы взялись за такую филологическую задачу, их не мешало бы знать). Для акцентирования внимание читателя есть масса иных художественных приемов, не затрудняющих чтение и не раздражающих чрезмерной эмоциональностью текста. Да, прописные буквы крайне затрудняют чтение, а восклицательный знак – это довольно эмоциональная вещь, особенно в сочетании с превосходными степенями типа "непревзойденный", "уникальный" и "эксклюзивный" (за которые я лично била бы канделябром наотмашь). В общем, пожалуйста: минимум прописных и не более одного восклицательного знака на абзац.
- Употребление второго лица в единственном числе – "ты", – конечно, на любителя, но лично я считаю в анонсах оскорбительным. Потому что обращение на "ты" к незнакомому человеку – неприлично и оскоробительно. Выразить близость к читателю можно и другими способами. Этот, возможно, подходит для части подростков, но даже к ним стоит обращаться на "вы" – хотя бы для того, чтобы подать им пример.
Напоследок напомню, если кто не в курсе, что на "Кабельщике" существует не только общая лента новостей отрасли, но и раздел "Новости каналов", в котором мы публикуем не меньше информации, чем в "основной" ленте. Информация валится в большом количестве в редакционный ящик report@cableman.ru, где аккуратно разбирается редакторами, проходит какую-никакую редактуру-корректуру и тут же публикуется.
В последнее время раздел ощутимо подрос по части посещаемости – операторы, видимо, распробовали идею единого источника анонсов, что не может не радовать нашу редакцию. Очень надеюсь, те вещатели, у которых руки еще не добрались до этого промо-инструмента, подключатся после этой статьи. И будет очень здорово, если они учтут эти пожелания.
P.S. Да, все это бесплатная опция как для операторов, так и для телеканалов.
P.P.S. Только умоляю, не ставьте в копию ящик главного редактора!
Comments
Спасибо, Яна! Я снова слышу
Спасибо, Яна! Я снова слышу твой призыв: «Давайте о себе больше информации!». Ты знаешь - мы следуем твоим советам, стараемся к общей радости. Вот с какой проблемой мы сейчас имеем дело. Рассылаем подписанным получателям анонсы и программы передач своих каналов, а потом в EPG находим изменения в них. Тексты дополняют, сокращают, полностью переписывают, там делают ошибки и вообще удаляют. Мы беспокоимся, потому что эта деятельность не идёт нам на пользу. Как убедить агрегаторов телепрограмм и операторов не тратить свои ресурсы впустую на создание отрицательной ценности для своих партнёров?
Коля, большое спасибо за
Коля, большое спасибо за комментарий и особенно за тему. Предлагаю описать ситуацию подробнее, в идеале со скриншотами - мы попробуем связаться с агрегатором и узнать причину. Ну, или хотя бы достучаться до него.