Мировые медиагиганты: Orange
Ранее в цикле "Мировые Медиагиганты" мы рассмотрели в мелкоскоп крупнейшие американские, немецкие, индийские и англо-саксонские телекоммуникационные бренды. Теперь же предлагаем обратить свое внимание на Францию, где на фоне Елисейского дворца, набережной Сены и огней Монмартра бухты телекоммуникационного кабеля так тяжело представимы.
Тем не менее, и на землях галлов есть кабельное ТВ. Одним из ярчайших представителей телеком-бизнеса в столице виноделия является компания Orange C. A. Это один из наиболее известных мировых телекоммуникационных брендов, обслуживающий (по данным на 2009 год) более 190 млн абонентов в 32 странах мира. Среди них Великобритания, Испания, Швейцария, Нидерланды и др. На постсоветском пространстве провайдер представлен в Молдавии, Армении, а также на территории соседних Польши и Румынии. Также "Орандж" присутствует в странах традиционного французского влияния, сохранившегося после окончания колониального периода: Гвинея, Кот-Д’Ивуар, Карибы, Камерун, Ботсвана и т. д. Кроме того, Orange Business Services работает и в России.
Сеть Orange C. A. обслуживают 170 000 сотрудников, из которых 105 тысяч приходится на Францию. В общем, крупная компания.
Цены
Расценки на телекоммуникационные услуги в Европе сильно разнятся. Причем не только от страны к стране, но и в рамках одного субъекта.
Самый популярный телевизионный пакет Orange Sport завлекает ценой в €1. Но только первые три месяца. Затем стоимость поднимется до €13 в месяц. Те же условия справедливы и для семейного пакета, включающего каналы Paris Premiere, AB1, E!, MCM, Baby TV, Boomerang и Boomerang-1.
Дополнительно в пакет можно включить Boing, Trace Sport Stars, LCI, Voyage, Animaux, Trek, Toute l’Histoire, Science & Vie TV, Game ONE, Game ONE +1, Mangas, KZTV, MCM Top, RFM TV и Trace Tropical.
Та же цена назначена на пакет Bouquet Ciné Séries, включающий каналы Paramount, Action и телеканалы семейства OCS.
Самый популярный пакет 2014 года — Orange / Livebox Zen, включающий безлимитный интернет на скорости 15 мбит/с + DSL-модем + 160 каналов ЦТВ (30 в HD) и безлимитную стационарную телефонию по Франции, обойдется добропорядочным французам в €20. То же самое, но с интернетом, разогнанным до привычных нам 50 мбит/с, будет стоить уже €24,90.
История телекоммуникаций Франции
Несмотря на кажущуюся технологическую отсталость — Франция действительно не заявляет о технологических прорывах на ежедневной основе — история телекоммуникаций рынка здесь началась давно. И когда я говорю давно, я имею в виду не конец 19 века, когда это стало модным. Я имею в виду действительно давнюю дату. Настолько, что поверить трудно.
В 1792 году во Французской Республике появилась первая телекоммуникационная сеть. Появилась она, как водится, не из гуманных побуждений, а из военных нужд. Дело в том, что у Франции есть одна маленькая особенность. В ней постоянно случаются революции. И видимо, чтобы бесконечный поток народных восстаний наконец прекратился, была создана телеграфная сеть Клода Шаппа. С ее помощью "силовики" Первой Французской Республики получали оперативную информацию о начале боевых действий.
В качестве лирического отступления хотелось бы обратить ваше самое пристальное влияние на то, что очень многое из "хорошего" во Франции создано именно для того, чтобы государственные перевороты не случались. Например, знаменитые Елисейские Поля, представляющие собой огромную открытую территорию, были созданы для того, чтобы в случае очередной революции, построенные баррикады не затруднили подъезд транспорта и были доступны для прямой наводки пушечных орудий. Однако, вернемся в к истории телекоммуникаций.
Спустя почти сто лет, в 1872 было создано Министерство почт и телеграфов. Толчком для создания подразделения послужило появление электрического телеграфа, то есть сама связь вышла на принципиально новый уровень. А уже в 1889 году в компетенцию молодого министерства добавили и телефонию. Правда, только после того, как национализировали построенные частниками телефонные сети.
В начале 40-х годов 20 века в рамках министерства было создано Общее Руководство, а затем, в 1944 году Национальный Центр Развития Телекоммуникационной отрасли Франции. В 70-х Франция изо всех сил старалась обогнать мир, строя новые сети и перестраивая существующие. В это время инженеры Национального Центра Развития Телекоммуникационной отрасли Франции (CNET) создали Минитель, цифровую коммутацию, а также всем хорошо известный стандарт связи GSM.
Теперь мы с вами убедились в том, что рынок Франции ничуть не менее интересен, чем любой другой. На этом вопрос о наличии технологических новаций у Французов предлагаю считать закрытым и, наконец, перейти от истории индустрии к истории конкретного оператора.
Франстелеком на рубеже тысячелетия
Как и многие компании в мире, "Орандж" вырос из местного монополиста, носившего название Франстелеком. Долгое время France Telecom был подразделением Министерства Почт и Телеграфов и лишь в 1990 году получил "независимость". Это произошло в рамках общеевропейской директивы, направленные на обеспечение конкуренции в обязательных общественных услугах, с установленным сроком исполнения до 1 января 1998 года.
Но как только оператор получил автономию и финансовую независимость, Франстелеком был тут же приватизирован. Причем, не простым бизнесменом, а представителем власти левого толка — Лионелем Жоспеном. Бывшим троцкистом, кстати говоря. Тем не менее, правительство Франции продолжает являться держателем 27% акций оператора через свою холдинговую компанию ERAP. Более того, именно правительство назначило СЕО. Им стал Мишель Бон, начавший запуск France Telecom Group с сентября 1995 года.
В последующие три года оператор выкатил свои акции на биржу, куда также нацелились и ближайшие конкуренты провайдера (например, Vodafone). И хотя руководство компании принимало меры для того, чтобы акции торговались на более выгодных для Франстелекома отметках, этого можно было и не делать. Так как в доткомовском пузыре конца 20 века хватило места всем.
Напоминаем, что "пузырь доткомов" — это экономический пузырь, существовавший в период с 1995 года по 2001 год. Он обусловлен поголовным переходом европейского, азиатского и (преимущественно) американского бизнеса в сеть Интернет. Многие аналитики отмечали в то время, что высокие ценны на акции интернет-компаний вполне оправданы, так как настала эра "новой экономики". На самом же деле, большинство бизнес-моделей того времени оказались нежизнеспособны, что привело к многочисленным банкротствам после того, как пузырь лопнул.
Также конец тысячелетия ознаменовался для France Telecom срывом крупной сделки с немцами. В результате альянса с крупнейшим немецким оператором Deutsche Telekom, компании должны были обменяться покупкой 2% акций друг друга. Однако немцы проводили переговоры также и с итальянцами, что нанесло французам смертельную обиду, и сделка сорвалась.
Покупка Orange UK
Да-да, глаза вас не подвели. В оригинале Orange не является исконно французским брендом. Компания была создана в Великобритании в 1993 году, как оператор мобильной связи и интернет-провайдер с довольно интересной историей. Начать стоит с того, что в 1991 году Hutchison Talacom, дочерняя фирма мультинационального конгломерата Hutchison Whampoa, со штаб-квартирой в Гонконге, приобрела с потрохами Microtel Communications Ltd., выигравшего лицензию на предоставление мобильной связи в Великобритании. Руководство Hutchinson тут же переименовало подразделение Microtel в Orange Personal Communications Services Ltd. и запустило бренд Orange на рынке мобильной связи Англии в апреле 94-го. Ну, а потом все как положено: холдинговая структура, Лондонская фондовая биржа, "Насдак", индекс FTSE 100.
В 1999 году немецкий концерн Mannesmann AG приобрел Orange по цене в €7,900 за одного клиента. Общая сумма сделки составила $33 млрд. Вскоре после ее заключения Vodafone, чувствующий для себя вполне осязаемую угрозу, пошел на рисковый шаг — на покупку, но не Orange, как многие подумали, а сразу Mannesmann AG. Чего мелочиться?
Поглощение произошло в 2000 году. Сумма сделки составила $183 млрд. Но вот незадача, по нормативам Евросоюза, Vodafone не мог быть держателем двух лицензий на сотовую связь одновременно. И от перспективного "оранжевого" оператора пришлось отказаться.
В августе того же года Франстелеком приобрел Orange, выплатив Vodafone скромные €39,7 млрд. Покупка оператора шла наравне с приобретением активов и других международных компаний. Среди них: GlobalOne, Equant, Internet Telecom, Freeserve, EresMas, NTL и Mobilcom. Учитывая растущую роль мобильной связи на рынке и в жизни Франстелекома в частности, было сформировано подразделение Orange C. A., которое пользовалось успехом на фондовом рынке.
Тем не менее уже в 2002 году благодаря "оранжевому" оператору, Франстелеком превратился в крупнейшего должника в мире по объему краткосрочных обязательств. Сумма долгов составляла $15 млрд., то есть почти половину от стоимости Orange.
Телесервисы
Пока решались проблемы насущные, специалисты Orange и France Telecom бились над расширением сервиса, так как конкурирующие фирмы вовсю эксплуатировали смежные услуги и пакеты "три-плей".
В 2003 году появилось жизненно необходимое решение проблемы покупки, производства и распространения контента. Это произошло с помощью сервиса MaLigne. tv, который по сути являлся сервисом доставки видео по запросу через технологию ADSL. Позднее услуга была переименована в Orange TV. Год спустя оператор организовал доступ к своему телевизионному сервису на мобильных телефонах.
В 2007 Orange продолжил экспансию на телеэкраны. Была создана телевизионная студия Studio 37 (fr), в 2008 году подписавшая партнерское соглашение с France Televisions. Его суть сводилась к поставке телевизионного контента различной направленности (спорт, сериалы, кинофильмы и т. д.) для проката на национальном телевидении. Руководствуясь идеей о создании телевидения без границ, Orange предоставлял тот же контент и для мобильных устройств. Таким образом Orange TV был доступен в любое время, в любом месте и с любого устройства.
В ноябре того же 2008 года оператор запустил пакет Orange Cinema Series, который также, как и аналогичный пакет Orange Sport, состоял из пяти каналов (Orange Ciné Max, Ciné Happy, Ciné Choc, Ciné Novo и Ciné Géant). Однако, несмотря на собственное производство, контент Orange Cinema Series в основном состоял из продукции студий Warner Bros. и HBO. В пакет был также встроен VOD-сервис, позволяющий зрителю по желанию получить доступ к телепрограммам, транслируемым в течение последних 30 дней.
Что же касается Orange Sport, то в рамках этого пакета оператор транслировал субботние матчи чемпионата Франции по футболу, а также игры высшего дивизиона итальянской футбольной лиги. Что автоматически сделало оператора врагом № 1 для Canal+ group, другого популярного поставщика телевизионного контента на спортивную тематику.
Orange предлагал использовать собственный VOD-сервис с помощью фирменного декодера, мобильных устройств или компьютера, что само по себе не ново. Понятно, что без внятной наживки "оранжевый" VOD мог затеряться в море конкурентов. Фишкой Orange TV стала возможность бесплатно просматривать продукцию телестудий France Television, M6 и TF1 в течение недели после того, как контент появится в эфире. Что вполне здраво, так как ничего лучше "халявы" для приманки абонента пока не придумано.
Стоит отметить и сервис онлайн-радио Liveradio (fr), объединяющий более 10 000 радиостанций со всего мира, как онлайн-, так и FM-диапазона.
GOA
Хочется отметить, что интерес France Telecom к мультимедийному интертейменту возник задолго до появления MaLigne. tv и Orange TV. Так например, в 1997 году оператор создал дочерний сервис Goa — интерактивный онлайн сервис, специализирующийся на многопользовательских онлайн-играх, только-только появившихся, но стремительно набирающих популярность. В 2002 году компания приобрела права на популярную игру Dark Age of Camelot.
Игра Dark Age of Camelot давно получила статус культовой. Трехмерная ролевая игра позволяла пользователям сражаться как с многочисленной нежитью, управляемой искусственным интеллектом, так и устраивать войны в формате "королевство на королевство" (realm versus realm) или битвы "один на один". В игре присутствовал внутри-игровой рынок для торговли предметами, оружием, доспехами и прочим. По сегодняшним меркам, описанные достоинства игры кажутся обыденными. Сейчас все так называемые ММО-игры содержат подобную механику.
Но для 2001 года возможности были потрясающие. На это прямо указывает число подписчиков сервиса, мгновенно взлетевшее до 250 тысяч. Однако в последующие годы количество игроков снижалось. И к 2008 году обитателей мира Dark Age of Camelot насчитывалось всего 50 тысяч. Что на самом деле, тоже не плохо.
Причины падения популярности игры очевидны: игровая индустрия идет семимильными шагами. Постоянно улучшается графика, сюжеты, игровые миры. Кроме того, постоянно появляются новые конкуренты, угнаться за которыми сложнее день ото дня. Однако, с падением популярности игры, посещаемость сайта GOA оставалась стабильной. В связи с этим в 2008 году GOA из дочерней компании превращается в одно из основных подразделений Orange. Постепенно оператор стал вытеснять онлайн-игры с поля Goa в пользу развлекательного контента. А уже в 2010 году goa(dot)com полностью прекращает свое существование. На его место приходит Orange Jeux — новый развлекательный портал, сконцентрированный на телевизионном контенте.
Но, несмотря на исчезновение Goa, хотелось бы отметить новаторское мышление представителей Orange. Ставка, сделанная оператором на многопользовательских онлайн-играх, была верной, так как обеспечила Orange самой широкой аудиторий. Но это не все. По сути, это был беспрецедентный случай, так как подобного шага вы не встретите ни у одной компании в нашем цикле "Мировые медиагиганты".
Многие сейчас наверняка закатят глаза, мол, вот еще игр тут не хватало. А ведь в том-то и дело, что не хватало. На данный момент это направление настолько актуально, востребовано и обладает неимоверным потенциалом к монетизации, что игровой рынок трещит по швам от предложений. При этом, как и в доткомоском пузыре, место находится всем.
Тем же, кто считает онлайн игры баловством и чем-то несерьезным, а шаг по уходу Orange с рынка онлайн-игр правильным, мы рекомендуем ознакомиться с простой статистикой по рынку. А также, для понимания масштабов, взглянуть на капитализацию Mail. RU.
Так, например, по официальной информации Mail. RU, оборот ММО-рынка в 2010 году составил $230 млн., а в 2012 — $402 млн. Положительная динамика сохраняется и нынешний кризисный период.
Интернет и Телефония
В 2006 году Orange подмял под себя два принципиально важных направления Франстелекома: интернет и телефонию. По большому счету, история France Telecom как такового должна была на этом и закончится, так как с тех пор по всему миру эти две услуги от Франстелекома предоставляет именно Orange. За некоторыми исключениями: в Бельгии Mobistar и TPSA в
Польше.
Обе услуги от "Орандж" можно приобрести в рамках три-плей пакета, а для использования необходим Livebox — фирменный ADSL-маршрутизатор, использующийся по всему миру. По состоянию на 31 декабря 2010, "Орандж" обслуживает 13,7 млн. абонентов, пользующихся услугой широкополосного доступа к сети интернет по всему миру, 67% из которых находятся во Франции. Livebox предоставляется в аренду за €3 в месяц. Также его можно приобрести за €59. Количество арендовавших роутер в 2008 году: 7.3 млн, 12.3% роста в год по сравнению с 2007г.
Ребрендинг-2006 и дальнейшая история
Но вернемся в Франстелекому — крупному должнику. Выходить из такого щекотливого положения довольно сложно. Обычно это происходит долго, нужно, с судами и с длительным пребыванием должника в неестественных позах. Французы решили выйти из ситуации известным каждому работодателю способом — сокращением зарплат, мотивационных фондов и популяции сотрудников. Но к этому набившему оскомину коктейлю добавился еще один ингредиент — объединение всех услуг под единым брендом.
Следствием этого шага стало исчезновение целых подразделений и дочерних компаний. Таких, как Equant, специализировавшихся на b2b-секторе. Но также и появились новые бизнес-единицы. Такие как Orange Austria, возникшие в результате покупки или слияния. В данном конкретном случае Orange совместно с Mid Europa Partners приобрел австрийского мобильного оператора One. Правда, в 2012 году Orange Austria был продан Hutchison 3G, после чего прекратил свое существование.
В 2008 году положительно на популярности бренда сказалось начало продаж продукции компании Apple в ряде стран (Австрии, Бельгии, Доминиканской Республике, Египте, Иордании, Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Швейцарии, а также в "оранжевых" странах Африки). Дополнительное паблисити в кругах продвинутой молодежи и селебрити вновь сделало "Орандж" привлекательным. Росту популярности также способствовали небольшие пиар-кампании.
В одной из них оператор предлагал молодежи участвовать в уборке городских улиц в течение четырех часов. После чего для волонтеров организовывали концерт. В рамках этой акции, получившей название Orange RockCorps, компания не ставила цели заработать деньги. Ее целью был имидж — позиционирование бренда как социально активного, дружественного молодежи и заботящегося об окружающей среде.
Кампания сработала. Причем не только для представителей французской молодежи, но и для представителей немецкого бизнеса. "Кабель Дойчленд" вновь предпринял попытку заключить с французами союз, результатом которого должны были стать 37% рынка мобильной связи в Великобритании. Другими словами, норманы и галлы решили создать крупнейшего мобильного оператора на всем Туманном Альбионе.
Далее почувствовавшая силу часть Франстелекома стала судиться с Orascom Telecom, принуждая оператора продать акции Mobinil по выгодной для "Орандж" цене. В 2009 году арбитражный суд удовлетворил иск Orange. Стало ли это триггером, сказать однозначно нельзя. Но после этих событий дочерние "оранжевые" компании стали массово менять название. Началось все с люксембургского подразделения, носившего название VOXMobile, перешедшего под стяги Orange в октябре 2009 года. Месяцем позже в Армении начала вещание стопроцентная дочка Франстелекома Orange Armenia. А 2014 год ознаменовался для корпорации покупкой испанкого оператора Jazztel за €3,4 млрд.
В середине 2010 года Orange передал свою сеть в Великобритании на обслуживание другому телекоммуникационному гиганту — английскому оператору ВТ. Эта новость была положительно встречена как обозревателями телеком-рынка, так и клиентами компании. Сложилось мнение, что это поможет улучшить качество связи и повысить уровень сервиса. 28 мая 2013 года на собрании акционеров было принято решение о повсеместном применении названия Orange S. A. для всех бизнес-единиц.
Не кошерные высказывания Ришара
И вы спросите, а где же скандалы-интриги-расследования? Где же межконтинентальный шпионаж и миллиардные хищения? В конце концов, где душещипательные истории успеха, оканчивающиеся длительной отсидкой? Увы. Учитывая биографию "Орандж", можно cделать вывод, что самые интересные истории телекоммуникационного рынка Франции остались далеко, в 18 веке... или же еще не раскрыты. Тем не менее, одно темное пятно есть и здесь. Причем, свежее.
В июне 2015 года генеральный директор Orange Стефан Ришар во время публичного выступления в Египте выразил желание разорвать контракт с израильской Partner. "Группа (компаний Orange) ушла бы с израильского рынка завтра же утром, если бы ей не грозила выплата столь большой компенсации израильскому партнеру Partner".
Поясним, что Partner является одним из крупных израильских операторов мобильной связи и не принадлежит Orange. Однако использует его логотип и айдентику для продвижения своих услуг по договору, заключенному сроком до 2025 года.
Евреи тут же расценили высказывания Ришара как присоединение к бойкоту Израиля. Представители бизнеса, общественные и политические деятели мгновенно осудили действия СЕО "Орандж". О том, как сильно бурлили известные субстанции в сети интернет, и говорить не приходится.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху мгновенно присоединился к критике и потребовал от французского правительства публичного порицания политики оператора. При этом Нетаньяху сделал упор на то, что Франция является крупным акционером Orange. А стало быть, такие высказывания недопустимы, так как могут быть расценены как официальная позиция государства.
Ришар не стал дожидаться развития конфуза и пулей вылетел на встречу с премьер-министром Земли Обетованной. "Я глубоко сожалению об этом недоразумении. Я хочу заверить вас в том, что Orange никогда не поддерживал и никогда не будет поддерживать какой бы то ни было бойкот против Израиля", — дал заднюю генеральный директор Orange.
"Сама суть компании Orange — это связь между людьми, их воссоединение, а не разобщение. Поддержка бойкота противоречила бы всей идее существования нашей компании. Наши действия и решения основываются не на политических интересах, а исключительно на экономических", — напомнил Ришар. И не соврал. Потому что именно деньги являются первичными, а не политика. Политика как раз второстепенна.
Облачный Orange
С 1 сентября в России вступил резонансный закон о том, что данные о российских пользователях должны храниться на территории России. В связи с этим "Оранж" запустили облачный сервис Flexible Computing Advanced.
"К нам обращаются крупные российские и международные игроки с целью воспользоваться нашими облачными ресурсами. Отвечая на запросы наших клиентов, мы инвестировали в запуск новой облачной платформы, — пояснил коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ Оливье Кессон. - За последний год большая часть наших клиентов была обеспокоена тем, что нужно приводить инфраструктуру в соответствие с новым законом. Именно поэтому компания и инвестирует в новую платформу".
Кессон подчеркнул, что после Франции, российское отделение Orange является самым крупным — его обслуживает 1100 сотрудников. Это дает нам понимание того, что "Орандж" будет подстраиваться под любые государственные инициативы, так как все инвестиции, видимо, окупаются.
"Инновации — ключ к росту и дифференциации на рынке. Работа на рынке телекоммуникаций подразумевает, что, во-первых, мы находимся в центре цифровой революции и можем во многом способствовать этому процессу — в сети интернет и облачных технологиях, в том, что касается банковских услуг по мобильной связи. В то же время, мы работаем в индустрии, где установилась тенденция, когда потребители делают выбор на основе цены. Мы хотим и дальше предлагать новые услуги и инновации нашим клиентам, чтобы они всегда оставались довольны компанией Orange", — отметил Стефан Ришар.
Продукт Flexible Computing Advanced изготовлен по модели IaaS (Infrastructure as a Service, "инфраструктура как услуга"). Аналитики в целом отмечают небывалый рост популярности IaaS-сервисов на российском рынке. По итогам 2014 года, J’son & Partners Consulting оценили, что рынок "инфраструктур как услуг" составил 26 млрд. рублей. В 2015 году, несмотря на кризис, спрос на этот сервис будет расти. Руководитель ИКТ и финансовых сервисов J’son & Partners Consulting Сергей Золкин отметил: "Вступление в силу закона о хранении персональных данных, безусловно, будет стимулировать рост рынка IaaS, однако оценить влияние закона пока крайне сложно, оно будет зависеть от практики применения закона".
Заключение
Несмотря на то, что Orange является самым большим и опасным из обитателей французского телекоммуникационного аквариума, недооценивать эту хрупкую на вид экосистему не стоит. Наряду с Германией и Великобританией Франция входит в тройку самых развитых, с точки зрения телекоммуникаций, стран Европы. А по уровню проникновения занимает второе место на европейском пьедестале.
Но в тоже время по уровню проникновения "оптики", Франция занимает лишь восьмое место. Всего, на начало 2014 года к сети Интернет в стране подключено 24,7 млн. домохозяйств. Напомним, что в центральной и западной Европе базовой технологией широкополосного доступа к сети Интернет является DSL и его модификации. Причем аналитики отмечают, что упомянутые выше Германия и Великобритания отстают от этого показателя от Франции. Кому же уступают лидеры Евросоюза в этом вопросе? Скандинавским странам и странам Балтии. И, конечно же, проигрывают России.