Что скрывает РАО?
То, как расплачиваются между собой «Первый канал» и РАО — процедура весьма загадочная. Но близится событие, способное приподнять с нее завесу тайны. К чему готовиться и чего ожидать на следующей неделе — читайте в нашем материале.
В идеале, система выплаты авторских вознаграждений работает следующим образом: между РАО и телеканалами заключаются лицензионные договоры, в соответствии с которыми последние оплачивают отчисления за использование музыкальных произведений в размере, примерно 2% процентов от дохода. По окончании каждого квартала телеканал отправляет в РАО отчеты о том, какие композиции были использованы в эфире. В РАО эти данные обрабатываются: сумма делится на общее количество минут — таким образом, высчитывается цена минуты музыкального произведения. Полученная цифра умножается на количество минут каждого композитора, и автору выплачивается сумма, соответствующая тому, сколько минут его музыка играла в эфире.
Но, на деле, все обстоит несколько иначе. Эфирные телеканалы получают слишком большие доходы для того, чтобы отдавать из них 2%. Поэтому к стандартным договорам подписываются дополнительные соглашения, согласно которым эти 2% заменяются некоторой фиксированной суммой. О существовании такого рода дополнительных соглашений открыто никто не говорит, впрочем, как и о размере той суммы, которую получает РАО.
Но 30 марта 2012 года появится возможность узнать, какими суммами «Первый канал» расплачивается с РАО. В этот день в Арбитражном Суде Москвы состоится первое слушание по иску композитора Виктора Дормидонтова к Российскому Авторскому Обществу о взыскании недоплаченного ему авторского вознаграждения за использование его музыкальных произведений на «Первом канале». Представители последнего будут участвовать в слушании в качестве «третьих лиц». В ходе процесса будут исследоваться документы, которые РАО и «Первый Канал» никогда не афишировали — Договор об уплате авторского вознаграждения и дополнительное соглашение между компаниями. В этих документах будут видны реальные цифры выплат «Первого канала» в адрес РАО.
Причина подачи иска заключается в следующем: согласно официальным отчетам, только за 2010 год, на телеканале прозвучало более 500 часов музыки Виктора Дормидонтова. Но РАО выплатило ему 25 тысяч рублей. По мнению истца, сумма авторских вознаграждений, которую ему недоплатили, составляет примерно 5 млн. рублей. Переговоры с РАО ни к чему не привели, и было принято решение, обратиться в арбитражный суд. Объективное рассмотрение требований истца невозможно без исследования основополагающих документов: лицензионного договора и дополнительного соглашения. Так что слушание по делу Виктора Дормидонтова раскроет некоторые подробности сотрудничества РАО и «Первого канала». Но вот удастся ли истцу получить причитающееся ему авторское вознаграждение в полном объеме — это большой вопрос.
Тему комментирует юрист в сфере авторского и смежного права Павел Гальченко:
Относительно размера вознаграждения выплачиваемого, ОАО «Первый канал» в РАО, то, в соответствии с нормами четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, Правительство РФ в некоторых случаях вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения. Однако в отношении сбора вознаграждения при осуществлении прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении (АВП), на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ) установление таких ставок не предусмотрено. Из чего можно сделать вывод, что при заключении договора между ОАО «Первый канал» и РАО стороны вправе были отдельно согласовать размер вознаграждения между сторонами, которое ОАО «Первый канал» перечисляло в РАО. Другой вопрос — насколько, в данном случае, РАО действовало в интересах правообладателя, если вознаграждение, установленное в договоре с «Первым каналом», не соответствовало ставкам РАО, и будет ли в суде рассматриваться данный нюанс.
У РАО есть свои правила распределения вознаграждения, где в п.п. 1 п. 2.1.8. говорится: «Сумма авторского вознаграждения, собранная за сообщение в эфир и по кабелю музыкальных произведений, входящих в состав АВП, рассчитывается исходя из общей длительности звучания музыкальных произведений (в секундах), включенных в состав АВП. Общая длительность звучания музыкальных произведений, входящих в состав АВП, определяется в соответствии с данными музыкальных справок или кью-шитов.». Если РАО строго соблюдало свои правила распределения вознаграждения, то представляется маловероятным, что исковые требования Виктора Дормидонтова будут удовлетворены в полном объеме.