Любовь к электричеству
За обозрение рынка платного телевидения Армении "Кабельщик" взялся в тот самый интересный момент, когда центральные улицы Еревана были заполнены демонстрантами, отчаянно протестовавшими против повышения тарифов на электричество. Наблюдая по телевизору, как возмущенные толпы двигают баррикады в сторону местного Дома правительства, показалось, что наши вопросы армянским экспертам в Ереване в это время, мягко говоря, неуместны. У них вон что делается, а мы про "зомбоящик" за деньги, про проникновение, про каналы и абонентские базы... Оказывается, ошиблись. Повышение цены за киловатт, народный гнев по этому поводу, выход на улицы страны почти четверти миллиона возмущенных людей и платное телевидение связаны прочнее, чем можно было поначалу предположить.
Сначала — несколько цифр. Знаете, почем хотели сделать с 1 августа тот самый киловатт, против которого встала как один человек вся Армения? Днем 48,8 драм или, если по-нашему, 5 рублей 60 копеек и 4 с половиной рублей ночью — заметно дороже, чем в Москве и практически вдвое дороже, чем, например, в Томске. И это при средней армянской зарплате, соответствующей нашим 13 с половиной тысячам рублей в месяц. Которую, уточним, почитают за счастье получать далеко не все — безработных почти 18 процентов, то есть почти каждый пятый из 3 миллионов населения. И последняя цифра, теперь уже в нашу тему. На сегодня абонентская база платного телевидения в Армении — немногим больше 20 тысяч человек. Прописью: двадцати. Когда нам первой ее назвала Мануш Мелкумян, директор по рекламе одного из крупнейших армянских операторов, UCOM Armenia, мы подумали, что ослышались — и переспросили несколько раз. Может быть, извините, 200? Нет, в десять раз меньше. Похожую цифру — 25 тысяч — позднее назвал и президент Ассоциации кабельных телевещателей Армении Арарат Арушанян. Только оторвавшись от "голубых экранов" и сопоставив число абонентов с ценами на бензин (56 рублей за литр 95-го), электричество и зарплатами, понимаешь, откуда и почему кабель растет в Армении.
Как все начиналось
Как рассказал Арарат Арушанян, точно также, как и всюду на постсоветском пространстве — с кооперативной черезполосицы, с доминирования очень мелких и очень кустарных кабельных операторов.
Рано или поздно их должна была съесть крупная зарубежная рыба. В армянском случае ею стала американская Metromedia, построившая в Ереване MMDS-сеть и набравшая к началу нового века несколько тысяч абонентов. Представляли они нуворишей и средний столичный класс — только эти группы абонентов способны были ежемесячно платить большие по местным понятиям деньги, около 20 долларов, за сравнительно интересный пакет каналов, принимавшийся (в силу ереванского рельефа) далеко не по всему городу. Продажа корпоративного первопроходца ознаменовала и смену стандарта: Ереван завоевывала сеть эфирной цифры в стандарте DVB-T. Там же, причем не только в столице, довольно активно развивались в 2005-2007 годах и сети кабельного ТВ, чье проникновение в регионы обеспечила "эфирная бедность": видны в региональном эфирном "аналоге" были всего 2-3 канала. В Ереване — в 10 раз больше.
В эту же региональную нишу устремилось и спутниковое ТВ. Естественно укрепившись в нескольких горных местностях, где иной сигнал, кроме как со спутника не поймаешь, космические операторы также завлекали остальных приемом армянских и российских — в основном бесплатных — телевизионных развлечений с Hot Bird. Отдельное развитие получили российские операторы "НТВ Плюс", "Триколор ТВ", "Радуга", "Орион Экспресс" и пр. Все они имеют в Армении базу в несколько тысяч "нелегальных" абонентов и своих "распространителей". Эта деятельность мешает местному кабельному телевидению.
Достаточно долгое время операторы в развитие особо не вкладывались, логично ожидая увеличения платежеспособного спроса, который рано или поздно должен был произойти. Так и ждут до сих пор.
Пейзаж после битвы, которой не было
Как вы, наверное, догадались, рынок с такими интересными характеристиками должен быть весьма своеобразным. Он такой и есть.
Во-первых, чудовищно узкий. По словам Арарата Арушаняна, "в целом по республике платежеспособный спрос крайне низок, поэтому конкурентная борьба идет за очень ограниченную аудиторию — обеспеченных жителей миллионного Еревана". Эта аудитория официально оценивается примерно в 17 тысяч действующих абонентов.
Во-вторых, на нем — и в это поначалу поверить трудно — работает аж 46 операторов (лицензий на вещание выдано на 5 больше). Пока Мануш Мелкумян не пояснила, как так получается при всего 25 тысячах абонентов страны, ничего понять не представлялось возможным. А происходит вот что.
Укрупнение рынка на рубеже веков, случившееся в столице, ухитрилось миновать регионы. Metromedia, "глотавшая" мелких конкурентов одного за другим, всегда интересовалась их пропиской и ареалом деятельности. Регионы были "колонизаторам" не интересны — пушка по воробьям не стреляла. Так рынок образца 90-х сохранился в Армении до наших дней почти без изменений. Как говорит глава Ассоциации, оператором стать нетрудно: "Поставил у деревни маленькую головную станцию, завел туда армянские каналы и российское ТВ — вот ты и оператор". А строился — и строится до сих пор — региональный рынок по принципу "одно село/один оператор", причем в большинстве случаев вещающий в "аналоге": таковых в Армении 31 штука, и подавляющее число — регионалы. "Если к цифровым сетям отнести IPTV-вещание, думаю, что цифра уже составляет более половины от общего числа сетей. Но в регионах, где есть только малые сети с низкой окупаемостью, продолжает доминировать аналоговое ТВ", — говорит Арарат Арушанян.
Так что региональный оператор всего с несколькими сотнями абонентов для Армении не исключение, а правило. Цитируем официальную справку Ассоциации кабельных телевещателей Армении на конец 2014 года: города Чаренцаван, Сисиан, Каджаран и Горис — по 200 абонентов, Севан и Масис — по 150, причем в каждом властвует свой оператор. Живут эти операторы, как можно догадаться, не слишком богато, но живут, и не первый год, и отдавать завоеванное не собираются. Впрочем, и воевать с ними невыгодно — себе дороже. При этом, как подчеркивает Мануш Мелкумян, в последние годы малые региональные операторы, видя, что ситуация с платежеспособным спросом не улучшается, стараются объединяться в пулы, разделяя на троих-четверых расходы, которые раньше несли в одиночку. Хочешь выжить — занимайся изобретательством.
"Впрочем, если сравнивать с ситуацией двух-трехгодичной давности, то сейчас доля платного контента на рынке уже вполне серьезная, платят все больше", — отмечает Мануш Мелкумян.
Игроки и игры
Постепенное обеление рынка — заслуга прежде всего двух крупнейших операторов страны, UCOM и "Ростелекома". Оба предлагают интернет, ТВ и телефон в едином пакете, оба продвигают модный IPTV, оба дороги (младший пакет Triple Play c 20 мгбитным интернетом и 41 лицензированным качественным каналом, включая 2 HD — около 20 долларов в месяц) и ориентированы на "успешных армян". Есть у "айпишников" и интерактивный catch up на 24 часа.
Имеются и предложения эконом-класса от операторов поменьше. Их ниша — пакеты из 70-100 разномастных каналов за 8-10-12 долларов ежемесячно. На нижнем уровне располагаются аналоговые провайдеры с 5-6 долларами за 50-70 каналов россыпью, без пакетирования.
Как вы уже заметили, в сравнении с российскими абонентские телецены в Армении запредельные. Что объяснимо: меньше аудитория — больше издержки — круче цена.
Посмотрим?
А теперь, собственно, о каналах. Начнем с армянских. Их, как признается Арарат Арушанян, сегодня больше, чем местного контента для них. При этом в стране приостановлено лицензирование на эфирное вещание.
Итак, об эфире. С 1 июля 2015 на всей территории Армении работает цифровое ТВ DVB-T2. 8 общенациональных + 1 региональный канал. В Ереване и сопредельной территории (65% аудитории телесмотрения) — 18 каналов. Аналоговое эфирное ТВ будет отключено на всей территории Армении 1 января 2016. Помимо этого, на рынке присутствует один общественный канал плюс еще полтора десятка национальных, в том числе нишевых, например, канал Армянской церкви. Вместе с региональными набирается около 40.
"Мы вещаем 14 лучших армянских каналов, и снижать их присутствие в пакетах не собираемся, — говорит Мануш Мелкумян. — По нашим рейтингам, максимальная популярность именно у местного контента, на него приходится 50-60% всего телесмотрения". У всех у них разная модель монетизации, разная контентная политика — рекламы на каналах и мало, и она дорогая, каналы в основном принадлежат бизнесменам и отстаивают их позиции, но в целом они дают объемную картину жизни страны, освещая ее с разных точек зрения. Рекламы на главном федеральном канале страны, к слову, практически нет — достаточно того, что его финансирует государство.
Вторые по популярности и масштабу присутствия — каналы российские, продолжает обзор Мануш Мелкумян. Это и понятно: нет в стране домохозяйства, где кто-то не работает или не работал в России. Плюс русский язык преподается в школах, и его знают практически все.
Самые-самые из наших в Армении — Первый (и "Цифровое телесемейство"), ВГТРК, каналы "Газпром-медиа", далее идут СТС, РЕН-ТВ, группы каналов производства "Первого ТВЧ" и телекомпании "Стрим".
Из международного контента всегда стабильно высоким спросом пользуются Discovery и National Geographic. Надо отметить важную особенность кабельного телевидения Армении — 99% зарубежного контента вещается на русском языке.
Погода на завтра
Теперь, когда вы представили, как устроен армянский рынок платного ТВ сегодня, рискнем предположить, что с ним произойдет в будущем.
В ближайшей перспективе его, конечно, ждет цифровизация. Началась она давно, и этот процесс уже завершен — аналог будет выключен 1 января 2016 года. Оцифрованы все вещаемые каналы, хотя вопрос бесплатности и must carry еще не решен.
Будущее более отдаленное специалистам тоже в целом понятно. Вот, например, подсчеты Мануш Мелкумян: "Ереван — это около миллиона жителей (за минусом, наверное, 30% мигрантов, которые живут в Армении не постоянно), плюс еще полмиллиона по остальной Армении. Получается, что общий потенциал страны — примерно 300-450 тысяч домохозяйств. Итого дорасти до 100-150 тысяч абонентов с нынешних 25 — вполне реальная задача на ближайшие 5 лет. И это учитывая реальный платежеспособный спрос и уровень зарплат".
При этом всем понятно, что стоит экономике пойти вперед относительно быстро, как она сразу потянет за собой кабельное телевидение, которое из дорогой услуги для богатых перейдет в масс-маркет со всеми вытекающими последствиями — снижением цен и расширением спектра услуг. Вот только когда именно этот коммунизм в Армении наступит, не известно никому.