Занимательная футурология
Британский интернет-ресурс Rapid TV News провел среди представителей европейского телекоммуникационного рынка опрос на тему - каковы на их взгляд перспективы платного телевидения в 2015 году. Топ-менеджеры компаний Ericsson, Irdeto, Opera Software и ряда других поделились своим видением будущего платного ТВ в Европе, его основными трендами и возможностями. Все опрошенные специалисты делают ставки на стремительное развитие ОТТ и интеграцию его в привычный мир телевещания. По отдельным прогнозам, рост премиум-контента для ОТТ утроится, а доходы от ОТТ вырастут до 42 миллиардов долларов к 2020 году.
Другими трендами ближайшего времени названы: гипер-персонализация услуг, развитие направленной адресной рекламы, разработка коммуникативного поиска в пользовательских интерфейсах и создание субтитров, как способ повысить продажи контента. Кроме этого эксперты полагают, что в эпоху гибридного ТВ возрастет роль высококлассных программистов, задействованных операторами для развития предлагаемого ТВ-продукта. В ближайшем будущем остро может встать вопрос безопасности не только контентных платформ, но и защиты сервисов операторов от возможных хакерских атак. Взлом iCloud и Sony показал, как даже самые защищённые сети могут не выстоять под атаками. Утечка невыпущенных ТВ-шоу и фильмов в торренты, а также крайне важных документов для деятельности компании и персональных данных на обозрение публики, доказала, что неважно, насколько защищена ваша сеть, всегда будет кто-то, у кого есть желание и средства, чтобы проникнуть в неё. И игрокам пора задуматься над решениями, позволяющими защитить себя и быть впереди "тёмной стороны сетей".
Вот такие варианты "завтрашнего дня" спрогнозировали для себя европейские специалисты, а что ожидает российский рынок в 2015 году и дальше? Как телеком-рынок будет выглядеть через год? Мы решили спросить об этом профессионалов отечественной телекоммуникационной отрасли и предложить вам ознакомиться с их футуристическими прогнозами относительно основополагающих и самых заметных тенденций рынка и версиями его возможного будущего в ближайший год.
(Собственными выкладками и идеями наши читатели могут поделиться ниже – в комментариях - или прислав их в редакцию по адресу report@cableman.ru).
Игорь Зорин, руководитель дистрибуции медиа контента ООО "Лига-ТВ"
"Самая заметная из тенденций, на мой взгляд – это стремление рынка к нишевости и новым средам. Думаю, что ответ исчерпывающий. На уход абонентов с федеральных каналов в тематические, а вернее на предпосылки к этому уходу, обратили внимание на высоком уровне, вследствие чего, вероятно, и был принят закон о запрете рекламы на неэфирных каналах.
Новые среды – это, конечно, интернет, ОТТ, Smart TV и т. д. Здесь, как говорится, чего и следовало ожидать. Можно еще обратить внимание на стремление к большей интерактивности, общению с клиентом, различным "секонд-скринам", большему вниманию к социальным медиа.
Многие тенденции следуют из сложившейся политической и экономической обстановки в стране: это и ситуация с иностранными каналами, и удорожание производства, что приводит к росту абонентской платы, сокращению издержек у каналов и провайдеров, и как следствие, к некой стагнации рынка.
Через год, на мой взгляд, слишком короткий срок для каких-то заметных изменений. Но в целом, в мире – это, конечно, глобализация, размывание рамок территорий, т.е. доступность контента из, скажем, пресловутых США в условном Китае, за счет как раз новых сред распространения контента и способов его потребления. Например, переход от скачивания фильмов к онлайн-просмотру, различным VOD-сервисам. Россия, мне кажется, никуда не денется от общих тенденций, несмотря на нашу не-бизнесовую в большей части модель ведения бизнеса (извините за тавтологию) и его зависимость от административного ресурса и политики. Конечно, возможно, вследствие кризиса эти процессы несколько затормозятся, и пусть мы и будем отставать на полшага/шаг, но вектор у нас один и тот же".
Екатерина Переверзева, генеральный директор ООО "Медиа Бродкастинг Груп"
"Основная тенденция нашей отрасли, на мой взгляд, это заметное сокращение выручки и бюджетов, как следствие падения национальной валюты. Это, безусловно, скажется на качестве контента.
Через год всё останется таким же, как и сейчас, если, конечно, не введут санкций с той или другой стороны, запрещающие иностранный контент. Год – слишком малый период для серьезных изменений на рынке. Но в более далекой перспективе самое большое беспокойство линейных каналов и операторов в мире вызывает развитие нелинейного ТВ".
Германн Геер, директор по продажам в странах восточной Европы, Astro Strobel (Германия)
"Что касается ближайшего будущего кабельного телевидения с точки зрения производителя оборудования – как мне кажется, оно немного курьезно. Вот уже более 10 лет мы имеем как цифровое, так и IP-телевидение. Мы уже привыкли к HD, а 4К и 8К перестали нас удивлять. Мы привыкаем к OTT и к возможности смотреть телевидение не только дома перед телевизором, на работе перед ПК, но и с какого-либо гаджета в прямом эфире или в записи. А самим телевизором мы можем управлять и пультом, и жестами и голосом. Это все не будущее, это все уже есть и работает. В чем же курьез. А курьез в том, что еще 10 лет назад, предсказывая все это будущее, футуристы недавнего прошлого, точно так же предрекали смерть аналоговому телевидению и отказ от него. С чем мои коллеги и разработчики тогда не согласились, инвестируя время и деньги не только в технологии будущего, но, как бы это ни звучало банально, в тот же самый аналог. За последние 5 лет все больше и больше производителей это также поняли.
Что же мы видим сегодня, как на примере западных компаний, так и на примере компаний постсоветского пространства? 100% телефонная компания Deutsche Telekom, одна из первых предложившая немецкому клиенту интернет и IPTV, в 2015 году активно инвестирует деньги в приобретение головного оборудования для вещания аналога в кабельных сетях и их строительства. Другая телекоммуникационная компания, мировой лидер мобильной связи Vodafone, предлагая такие цифровые услуги, как мобильную связь и домашний интернет, не мудрствуя лукаво, приобретает крупнейшего кабельного оператора Германии компанию Kabel Deutschland с более чем 12-ю миллионами абонентов, исключительно ради наличия у нее аналоговой услуги. Подобное происходит в России - "Ростелеком", в Казахстане - "Казахтелеком", в Румынии - Romtelecom и т.д. Почему же крупнейшие мультисервисные операторы делают ставку, в том числе, и на аналог? Думаю, не ради сохранения этой технологии, а, скорее, ради коммерческой выгоды.
Так что, смотря в будущее на ближайшие 5-10 лет, я вижу не только появление новых возможностей, но и, как это ни курьезно, долгое наследие прошлого в виде аналога, и заметьте - не худшее наследие!"
Иван Бехтев, генеральный директор телеканала Travel & Adventure
"Главная тенденция 2015 года - снижение ARPU, как результат ценовых воин. Во всех учебниках по экономике написано, что затяжные ценовые воины – губительны для бизнеса. Даже с падением курса рубля вдвое, операторы не спешат повышать цены. Как такое возможно? В этом году цены выросли на все, кроме связи. Спрос дико эластичен и все просто бояться оттока абонентов. Неспособность большинства операторов привлекать абонента иным способом кроме низкой цены поражает воображение.
В перспективе все будет таким же как сейчас. Большие операторы съедят пару средних. Прирастёт количество абонентов на 5%. Законодательство еще немного ужесточится. Пара каналов откроется. Пара каналов закроется".
Мария Жилина, заместитель генерального директора ООО "Орион Экспресс"
"Судьба рынка платного телевидения зависит от того, в какую сторону качнется маятник потребительского поведения. Пока очевидно, что потребитель голосует кошельком. И если в первом квартале спрос был сосредоточен вокруг наиболее экономичных решений, сейчас тренд смещается в сторону сохранения сбережений и отказа от любых трат. Такие настроения, безусловно, скажутся на темпах подключения новых абонентов, и потребуют дополнительных мер по удержанию уже существующих. Нас ждет расцвет программ лояльности, скидок, специальных акций. Выиграет тот, кто будет качественнее работать со своей абонентской базой – быстрее давать потребителю то, что он хочет, вырабатывая при этом экономичные решения, обеспечивая высокий уровень сервиса, развивая качество контента.
В то же время, рынок ожидаемо приближается к порогу насыщения, продолжая усиливать конкуренцию. В попытке привлечь нового абонента операторы будут вынуждены развивать все больше дополнительных сервисов. Какие именно из них окажутся наиболее востребованными, сказать пока сложно. Как у нас в стране, так и во всем мире, лидером было и остается линейное ТВ, что подтверждают его темпы роста. Если говорить про OTT, то многие компании предлагают эту услугу, но удачной бизнес-модели, которая бы позволяла работать с конечным потребителем, пока не представлено. Во многом это связано с нежеланием абонентов тратить деньги на дополнительную сервисную составляющую. Персональный канал, элементы интерактивного телесмотрения и проч. инновации с трудом приживаются и привлекают лишь узкую прослойку зрителей.
Есть основания предполагать, что в долгосрочной перспективе сегмент спутникового телевидения будет расти быстрее, чем другие сегменты рынка платного ТВ. Тому есть несколько причин. Во-первых, спутник не имеет ограничений по регионам проникновения. Во-вторых, структура расходов спутникового и кабельного оператора имеет принципиально разные модели. При достижении определенного объема абонентской базы, позволяющей спутниковому оператору окупать затраты на спутниковую емкость, дальнейший прирост, не считая контентной составляющей, не связан с ростом накладных расходов. У кабельного же оператора подключение каждого абонента выливается в некую сумму инвестиций, что ограничивает развитие их сетей и препятствует проникновению в малочисленные населенные пункты.
Если говорить о распределении рынка: на наш взгляд, пятерка лидеров уже сформировалась. Внутри нее, безусловно, возможно дальнейшее движение, но состав TOP-5 рынка платного ТВ в ближайший год останется стабильным".
Алексей Фиошкин, заместитель генерального директора ООО "Веб Контроль"
"Безусловно, одной из заметных тенденций отечественной телекоммуникационной отрасли становится массовое освоение новых сред - интернет, ОТТ, Smart TV и т. д
На фоне снижающихся доходов от рекламы рынок цифровой дистрибуции продолжает расти. Каналы и производители контента развивают и осваивают новые способы дистрибуции и больше внимания уделяют вопросу защиты контента от пиратства. В свою очередь, защита контента в интернете приводит к увеличению легального траффика в 3 и более раз – при отсутствии других действий со стороны правообладателя.
Многие интернет-сайты уже идут на контакт и готовы удалять контент или размещать легальные плееры, получая лишь малый процент за привлечение траффика - в обмен на продолжение своего существования. С вступлением в силу поправок к антипиратскому закону с 1 мая 2015 года и при его использовании для закрытия и/или легализации крупнейших пиратских сайтов эта тенденция только усилится.
Перспективы отрасли зависят от своевременности действий правообладателей. С одной стороны, нужно блокировать сайты, отказывающиеся идти на контакт, с другой – нужно идти навстречу конечному пользователю – создавать удобные способы потребления легального контента. Многие каналы уже озаботились этим вопросом".
Александр Косарев, заместитель директора по сетевым технологиям "Акадо Телеком"
"Безусловно, платное телевидение будет активно развиваться и прирастать абонентской базой: разнообразие видеоконтента, доступность и постоянное расширение линейки абонентских устройств, выгодные тарифные предложения стимулируют интерес абонентов к этой услуге.
Однако продвигать кабельные технологии доставки ТВ-сигнала операторам будет все сложнее прежде всего из-за спутникового телевидения. Его стоимость для абонентов сегодня существенно ниже, чем, например, телевизионные услуги кабельного оператора. Этот фактор создает дисбаланс на телевизионном рынке и снижает ценность самого сервиса платного ТВ. Вероятнее всего спутниковое телевидение будет востребовано в регионах из-за его доступности на малоосвоенных и удаленных территориях страны.
Что касается технологии IPТV, то она будет развиваться, но не быстрыми темпами: ее внедрение требует от оператора создания мощной инфраструктуры и больших инвестиций. В отличие от IPТV ОТТ-видеосервисы имеют более благоприятный прогноз: несмотря на то, что Россия пока отстает от мировых стран по доле ОТТ в общем объеме видеоконтента, его прирост выше среднемирового.
Высокое проникновение услуги ШПД станет стимулом роста популярности нелинейного телевидения. Этому будет способствовать также продвижение на потребительском рынке телевизоров с технологией Smart, доступная цена и потребность абонентов смотреть видеоконтент, взятый из интернета, на одном устройстве.
В продолжение темы абонентских устройств отмечу рост продаж телевизионных приемников с поддержкой технологий HD, что связано с высоким уровнем проникновения цифрового телевидения и телевидения высокой четкости, его мощной маркетинговой поддержкой и выгодными тарифными предложениями операторов. Технология Ultra HD (4К), о которой так много говорят, может быть представлена на рынке как полноценная end-to-end технология не ранее, чем через 2-3 года. Причин этому несколько: низкое проникновение телевизионных приемников 4К, отсутствие проработанных стандартов интерфейсов, отсутствие на рынке абонентских приставок, которые способны работать по этой технологии и, что самое важное, ограниченный объем контента".
Светлана Белова, генеральный директор Vidimax
"Тема основных тенденций и футуризм представляются совершенно неразрывными, и раскрывать их надо вместе :)
Во все времена существования платного телевидения драйвером развития этого рынка выступал оператор (просто "оператор" – без уточнения технологической специфики его сети и "государственности" его активов). В нынешней ситуации нет признаков замещения его, оператора, на этом месте пользователем, правообладателем, или даже государственными структурами. Последние убеждены, что делают все возможное, обеспечивая "правильное" содержание общероссийских подотчетных ТВ-каналов, их ретрансляцию на базе мультиплексов и регулирование отрасли связи на благо развития операторских структур с государственным участием. Итак, в тяжелую годину очередного кризиса экономики почетная роль ответственного за тенденции развития рынка неизменно отводится оператору по принципу "А кто, кроме него?".
Изложенное позволяет рассматривать сохранение оператороцентристской модели (и/или тенденции) развития рынка на ближайший год, как минимум. В доказательство справедливости такого упрощенного рассмотрения рынка можно привести цифры розничных продаж приставок, информацию о слияниях/поглощениях медиакомпаний и телеком-компаний, количество лицензий на неограниченное по территории распространение ТВ-каналов и видео контента, количество пользователей платного ТВ на Smart TV…
В рамках этой модели (гипотезы) все рассуждения о тенденциях и перспективах развития сводятся к моделированию и оценке операторской деятельности на ближайший год.
В качестве канвы для оценки рынка возьмем параметрический набор из очередного предсказания нашего оракула – J&P и разложим карты судьбы оператора платного ТВ на ближайший год. (Можно спорить о качестве прогнозов, которые регулярно поставляет это аналитическое агентство, но при этом очевидно, что они пользуются канонической /международной отраслевой/ системой параметров оценки, и нет нужды изобретать колесо).
Для начала, отметим, что нельзя не согласиться с iKS-consulting в оценке и прогнозе общей экономической ситуации на нашем рынке на ближайшее время, даже не смотря на то, что прогноз этот был сделан еще до наступления трагических для рубля событий.
"По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2015 года рынок платного ТВ, несмотря на трудную экономическую ситуацию, продолжит развитие: объем рынка превысит 64 млрд рублей, число абонентов достигнет 38,8 млн. Рост обусловлен прежде всего тем, что телевидение остается доступной для населения услугой, и в условиях оптимизации семейного бюджета россияне откажутся скорее от лишнего похода в кино или кафе".
Можно спорить об абсолютных показателях результатов роста, но с учетом почти двукратного удешевления рубля, с такой оценкой можно согласиться.
В чем можно быть совершенно уверенным, так это в распределении долей рынка по темпам роста между различными типами операторов. Лидерство остается за IPTV – спасибо "Ростелекому" за строительство GPON и поддержку производителей STB крупными долгоиграющими контрактами на поставку абонентского оборудования. К сожалению, "Ростелеком" уже выполнил основные планы капитального строительства сети, прекратил поглощение операторов – наелся :), и переключился на продуктовый ритейл (планы покупки "Пятерочки", например). Поэтому рост его клиентской базы замедлится и будет происходить только за счет маркетинговых усилий (в последнее время опять началась массированная реклама услуг на ТВ) и коврового бомбометания ТВ-приставками на введенных в эксплуатацию распределительных сетях. При этом можно ожидать роста проникновения именно на IP-сетях, а кабельные абоненты основных активов "Ростелекома" прирастать не будут.
Второе и третье места по темпам развития останутся за кабельным и спутниковым ТВ. При этом опережение по-прежнему будет демонстрировать кабельный сегмент, благодаря присутствию "ЭР-Телекома" с его гибридными сетями.
Возникшие было за прошедшие 2 года "ростки" операторского ОТТ так и останутся ростками, а прирост абонентской базы и денег ОТТ-операторов – останется пренебрежимо малым, несмотря на явный успех и добрый почин Nemo TV на этой ниве.
Теперь подробнее рассмотрим основные тенденции развития операторского рынка, опираясь на параметрическую модель J&P в отчете за 2014 г.:
1. Рост рынка – не экстенсивный, не интенсивный, а просто – инерционный, т.е. скорая стагнация. Привлечение абонентов к услугам платного ТВ будет основано на льготах, дотациях, пакетизации со стороны операторов при условии удержания цен на услуги в "0-малое" окрестности докризисных цен. Вероятнее всего произойдет заметная миграция абонентов внутри самого рынка – между операторами при условии бесплатного абонентского оборудования.
2. Насыщение смежного рынка – сотовой связи, даже при расширении зон LTE одновременно с замедлением развития рынка ШПД, сдерживает развитие платного ТВ.
3. Продолжающийся на протяжении последних лет отток абонентов из платного ТВ в интернет не усилится (см. далее, причины в контенте и борьбе с пиратством), но способствует снижению или «заморозке» цен на услуги платного ТВ. При этом можно ожидать одновременного роста качества обслуживания абонентов (нет худа без добра!) ради удержания, и расширения сервисов, не требующих больших вложений.
4. Телевизор с приставкой по-прежнему останется основным средством платного телесмотрения, не взирая на все обещания продавцов мобильных гаджетов с большими экранами. Можно ожидать некоторого роста популярности бесплатных приложений типа «второй экран» в связи с необходимостью более тщательного выбора ПТВ-контента в условиях дефицита последнего.
5. В отчаянии и с желанием удержать абонента, повысить доходность абонентской линии, операторы будут ставить эксперименты по внедрению ОТТ на платформах платного телевидения, по развитию интерактивных приложений для ТВ, ТВ-коммерции. Однако, при этом нельзя рассчитывать на повышение доходности бизнеса поставщиков таких ОТТ-решений, поскольку операторские инвестиции будут заморожены на ближайшие 1-2 года, и основой таких контрактов будет "разделение дохода" от продажи услуг. В этой ситуации гарантировать заработок можно только разработчикам интерфейса и backend.
6. Спад на рекламном рынке не может не сказаться на развитии ОТТ по рекламной модели. Уменьшение объемов рекламы (цифры называются разные, но все они крутятся вокруг как минимум половинного падения) влияет на возможность приобретения качественного контента, а, следовательно, на расширение клиентской базы. Замедление в развитии рекламных ОТТ может обернуться необходимостью введения дополнительных жестких и непопулярных мер по борьбе с пиратством.
7. Вряд ли можно ожидать появления на рынке новых игроков в связи с отсутствием инвестиций и стагнацией спроса, вся конкурентная борьба разворачивается между "старожилами".
8. В технологическом плане развития платного телевидения нас также ожидает застой, основной причиной которого станет не столько отсутствие средств на капитальное строительство сетей и сервисной инфраструктуры, сколько жесткие запреты на экспорт оборудования со стороны США. Не секрет, что основным драйвером развития технологии и услуг операторов являются вендоры, а в текущей ситуации все ведущие поставщики и производители операторского оборудования – Cisco, HP и пр. (кроме Huawei) лишены такого влияния. Правда, в таких условиях хорошим подспорьем для развития операторского бизнеса со стороны китайских партнеров - производителей STB оказались бы супердешевые приставки - 15-20 долларов/шт, позволяющие в сочетании с развитой облачной инфраструктурой предоставлять операторские услуги OTT ПТВ по модели «тонкого клиента».
9. Нельзя ожидать сюрпризов в области расширения контентного предложения - цены на закупку зарубежного и тематического контента (основного "мяса") установлены в валюте, со всеми вытекающими последствиями. Оздоровить и способствовать развитию этой составляющей рынка могли бы правообладатели, например, организовав самостоятельную систему предоставления прав на просмотры контента (LiveTV/VoD), облегчив операторам бремя по удержанию абонентов. Но, к сожалению, местные правообладатели тоже очень хотят только получать, но не тратить (пример тому - инициатива Михалкова), зарубежные поставщики контента уходят с рынка или не желают снижать цены, российские производители не могут удовлетворить спрос на масс-культпродукт, а изысканные, умные фестивальные фильмы востребованы убийственно узким для любой коммерции кругом малоплатежеспособных интеллектуалов.
10. Можно предположить и пожелать локальных прорывов в развитии рынка, ведь Крым-то наш... Хотя, успех и своевременность развития таких "полуостровных рыночных очагов" возможны только при условии рационального использования бюджетных средств, выделенных на подъем локальной экономики.
11. А что касается мирового рынка, то что нам теперь до него... Год пролетит незаметно. Он (рынок вообще) развивается своим путем-раздувания "стартапных пузырей и пузыриков", уничтожения всего, что встает на пути крупных медиакорпораций, давно поглотивших заметных операторов доступа, поддержки и культивации "ценностей" лицензирования в руках правообладателей, распространения и порождения новых отраслевых мифов и легенд для инвесторов. И надо отдать должное - они (там) в совершенстве владеют не только новейшими технологиями и системами, подобие которых мы (тут) судорожно пытаемся воспроизвести на базе OpenSource, не только совершенствуют user experience и повышают personalization, usability, affordability, но и мастерски и оперативно производят видео широкого потребления, зарабатывая при всем при том деньги. Ну и поскольку эксперты, независимые и государственники, с оптимизмом в один голос предрекают восстановление нашей экономики в течении ближайших двух-пяти лет… Ждать осталось не так уж долго, полезно держать руку на пульсе…"
Ну, и на десерт – свой прогноз не только в области телекома, но в технологиях в целом на следующие три десятилетия опубликовал недавно в своем блоге технический директор Google и известный технологический футуролог Рэй Курцвейл. Будучи одним из главных исследователей современных достижений в области искусственного интеллекта, Курцвейл публикует свои прогнозы с 1990-х годов, многие из которых стали академическими. Но если еще пять лет назад он чаще оперировал длительными периодами (2030-е годы, 2040-е годы), то в последнее время в предположениях ученого появилась хронологическая стройность. Возможно, на точность повлияла его работа в самой большой интернет-компании, где футуролог оказался на передовой многих инновационных разработок.
В частности, Курцвейл обещает:
2019 – Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.
2020 – Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.
2021 – Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли.
2022 – В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы.
2024 – Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками.
2025 – Появление массового рынка гаджетов-имплантатов.
2026 – Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло
2027 – Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка
2028 – Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарной энергетической потребности человечества.
2029 – Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. Это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга.
2030 – Расцвет нанотехнологий в промышленности, что приведет к значительному удешевлению производства всех продуктов.
2031 – 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.
2032 – Нанороботы начнут использоваться в медицинских целях. Они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека и удалять отходы. Они также проведут детальное сканирование человеческого мозга, что позволит понять детали его работы.
2033 – Самоуправляемые автомобили заполнят дороги.
2034 – Первое свидание человека с искусственным интеллектом. Фильм "Она" в усовершенствованном виде: виртуальную возлюбленную можно оборудовать "телом", проектируя изображение на сетчатку глаза, — например, с помощью контактных линз или очков виртуальной реальности.
2035 – Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить постоянную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами.
2036 – Используя подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы.
2037 – Гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга. Будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями. Некоторые из алгоритмов, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров.
2038 – Появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами — от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.
2039 – Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования.
2040 – Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков.
2041 – Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня.
2042 – Первая потенциальная реализация бессмертия – благодаря армии нанороботов, которая будет дополнять иммунную систему и «вычищать» болезни.
2043 – Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
2044 – Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.
2045 – Наступление технологической сингулярности. Земля превратится в один гигантский компьютер.
2099 – Процесс технологической сингулярности распространяется на всю Вселенную.
Что же, в такие прогнозы порой трудно поверить. Однако, если принять во внимание огромные темпы развития общества, становится понятным, что в недалеком будущем и такое возможно. Пока нам остается только наблюдать.
Comments
Я дочитал до конца, но когда
Я дочитал до конца, но когда собрался об этом писать в редакцию, надпись о том, что мне положена хреновуха - исчезла. Что делать?