Медиа-Ялта ждет!
4 – 5-го июня в Ялте пройдет вторая общероссийская отраслевая "Конференция кабельной и медиаиндустрии", посвященная обсуждению наиболее значимых и актуальных вопросов развития рынка платного телевидения и широкополосного доступа к сети интернет, одинаково важных для всех участников рынка - больших, средних и малых операторов кабельного и спутникового телевидения, вещателей эфирных и кабельных тематических каналов, операторов платформ ОТТ, провайдеров услуг широкополосного доступа к сети интернет.
В 2014 – 2015 годах в медийной индустрии России произошли существенные изменения. Часть из них произошли в рамках общемировых трендов, связанных с развитием новых технологий вещания через сеть интернет и ОТТ, часть специфичны для России. В частности, в связи с появлением новых законов, не имеющих исторических аналогов и направленных против интересов участников рынка. Как адаптировать свой бизнес к новым условиям, как защитить его в условиях понятийного регулирования, как развить успех несмотря на появление у абонентов новых альтернатив? Эти и другие вопросы будут обсуждены в ходе работы конференции.
Особенность ялтинской конференции заключается в том, что ее целью является не столько изучение конкретного опыта решения тех или иных задач компаниями кабельного и спутникового телевидения, сколько обсуждение на базе этого стратегических проблем отрасли, которые могут привести к серьезным, трудно преодолимым барьерам в области развития рынка платного телевидения. Возможность предотвращения появления таких барьеров определяется не опытом и умением отдельно взятых компаний, а уровнем координации их совместной деятельности по формированию благоприятного климата, способствующего развитию рыночных отношений.
К сожалению, события последних лет показывают, что ситуация на рынке платного телевидения страны имеет тенденции к критическому ухудшению, главным образом, в связи с появлением большого числа законопроектов, направленных на ограничение коммерческой деятельности операторов платного телевидения. Внешними факторами, приведшими к усилению внимания регулятора на рынок платного телевидения, являются, во-первых, успехи и темпы развития отрасли неэфирного телевидения, во-вторых, развитие технологий цифрового телевидения, в том числе ОТТ технологий, в третьих, ухудшение финансово-экономической ситуации в стране, в четвертых, наложение этих процессов на период реализации ФЦП построения сети цифрового эфирного вещания. Первые две причины определили тенденцию снижения доли телесмотрения, приходящейся на программы эфирного телевидения, вместе с третьей – снижение доходов эфирных каналов. Прямым следствием этого стало появление большого числа законопроектов, направленных на поддержку бизнеса эфирных телеканалов в ущерб всем участникам рынка платного телевидения. Несмотря на множество противоречий, не соответствующие реальности обоснования этих законопроектов, они быстро принимаются либо вообще без общественного обсуждения, либо с формальным обсуждением, в ходе которого участников профессионального сообщества просто не слушают. Большинство принимаемых законов не имеют никаких аналогов в опыте других стран, вследствие чего предсказать последствия их применения чрезвычайно трудно.
Еще один фактор, влияющий на происходящие процессы, связан с реализацией ФЦП развития телерадиовещания. Реализация проекта затягивается. Многие из принятых решений привели к удорожанию проекта и использованию устаревших неконкурентоспособных технологий, в частности, решение об эфирном вещании в формате стандартной четкости, в то время как весь мир как эфирного, так и платного телевидения неумолимо переходит на вещание в стандарте высокой четкости, а в пятилетней перспективе – сверхвысокой четкости. Попытки каким-либо образом компенсировать отсутствие прозрачных перспектив программы приводят к появлению законопроектов, направленных на формирование в этой ситуации благоприятных условий для развития бизнеса эфирных каналов и РТРС через разного рода усложнения условий для ведения бизнеса операторами кабельного телевидения. Некоторые из принимаемых или предлагаемых законов носят совершенно беспрецедентный характер не только для мирового рынка, как, например, запрет на распространение рекламы по каналам платного телевидения, но и для российского, например, требование о бесплатном предоставлении услуг связи вещателям обязательных каналов, или законопроекты о глобальной лицензии и появившийся пару лет назад законопроект о минимальных ставках авторских отчислений, в которых плательщиками определяются операторы связи, заведомо не являющиеся пользователями объектами авторского и смежного права. К этому же списку можно отнести и деятельность местных администраций по принудительному демонтажу законно построенных сетей связи с использованием воздушно-кабельных линий связи.
Не требует обоснования тот факт, что государство заинтересовано в поддержании бизнеса эфирных каналов, формирующих основу информационного пространства страны, и РТРС как компании, реализующей одну из достаточно важных ФЦП. Ожидать, что наметившийся тренд изменится без каких-либо усилий со стороны кабельного сообщества, не приходится. Поэтому, важнейшей задачей текущего момента является выработка совместными усилиями всех операторов и вещателей каналов платного телевидения консолидированной стратегии развития рынка, которую затем можно было бы последовательно отстаивать в работе сообщества с государственными институтами. Безусловно, такая стратегия должна учитывать и интересы эфирного телевидения, как обязательной и неотъемлемой составляющей медийно-информационного пространства, но не в ущерб развитию рынка платного многопрограммного телевидения и широкополосного доступа к сети интернет.
Некоторое время назад МКС заявил о разработке подобного документа. Однако, учитывая, что МКС организован и возглавляется холдингом эфирного телевидения, понятно, что цели, рассматриваемые МКС, а соответственно и разрабатываемая стратегия, далеки от тех, что могут рассматриваться большинством компаний эфирного и спутникового телевидения. Не случайно, точка зрения МКС на большинство предлагаемых законопроектов не совпадает с отношением к ним со стороны профессионального сообщества кабельных операторов.
Первый день конференции будет полностью посвящен вопросам развития и регулирования отрасли. В разных сессиях будут рассмотрены почти все наиболее важные вопросы, так или иначе связанные как с изменяющейся нормативно-правовой базой отрасли, так и с правоприменительной практикой. В том числе будут обсуждены вопросы, связанные с распространением обязательных каналов в свете нового законопроекта, и вопросы, связанные с законом о запрете рекламы на каналах платного телевидения, и темы, связанные с присоединением к РТРС, распространением сигналов оповещения о ЧС, переносом воздушно-кабельных линий связи в подземную канализацию, глобальной лицензией. Во второй день будут рассмотрены вопросы, носящие как будто, коммерческий характер, однако рассматриваться они будут с точки зрения последствий для развития отрасли. Существует немало тем, в отношении которых участники рынка могут и должны договориться до того, как регулятор выступит со своими идеями, продиктованными теми или иными лоббистами. К примеру, одной из очевидных причин появления запрета на рекламу на платном телевидении явилась непрозрачная двойственная коммерческая концепция многих каналов платного телевидения, когда они с одним и тем контентом на одних сетях присутствовали как каналы платного телевидения, зарабатывающие на абонентских платежах, а на других – как каналы общедоступного телевидения, зарабатывающие на распространении рекламы. Этот вопрос является хорошим примеров того, что кабельное сообщество совместно с вещателями могли решить самостоятельно, не дожидаясь не вполне профессиональных решений со стороны законодателей.
Еще одной подобной крайне важной темой, является отношение кабельного сообщества к деятельности операторов ОТТ. Лоббируемый ими подход заключается в том, что сеть интернет никому не принадлежит, и ее ресурсом все, в том числе и они, могут пользоваться без ограничений и на безвозмездной основе. Если кабельщики не сформулируют в связи с этим свою сильную позицию и не доведут ее до сознания нашего общества, то последствия могут быть самыми трагическими – весь бизнес платного телевидения может уплыть к таким игрокам, как, например, выходящий, по данным СМИ, на рынок России Netflix. Причем ему будут предоставлены такие возможности, которых он не имеет даже в США.
Конференция в Ялте должна начать процесс консолидации позиций кабельных и спутниковых операторов, находящихся сегодня в существенно сегментированном состоянии. Планируется сформулировать резолюцию конференции, которая может включать как конкретные предложения, так и декларацию о дальнейшей совместной работе. При этом важным фактором успеха является широкое представительство в этом процессе операторов кабельного и спутникового телевидения, а также вещателей каналов платного телевидения.
С программой конференции можно ознакомиться тут.