Полный Fashion

Fashion TV – один из самых распространенных телеканалов в мире; бренд, узнаваемый на пяти континентах, 33 спутника ретранслируют Fashion TV практически на весь мир. 24 часа в сутки красивые модели, приятная музыка, модные дефиле и видео с дорогих вечеринок создают ненавязчивый фон и атмосферу комфорта и роскоши. Благодаря этому Fashion TV занимает лидирующее в мире место по просмотру канала вне дома (в публичных местах). Телеэкраны баров, ресторанов, клубов, торговых центров, салонов красоты и даже переговорных комнат офисов заполняет видеоряд, не требующий больших затрат на производство. Знаменитые модные бренды и дома мод сами предоставляют контент, получая в свою очередь, доступ к миллионам зрителей Fashion TV, смотрящих его через кабельное, спутниковое и IPTV более чем в 200 странах. Кроме этого у компании много зрителей в интернете, только у ее канала на YouTube 25 млн посетителей в месяц.

Словом, очень успешный и известный бренд. Если не считать некоторой скандальности, которая упорно сопровождает его последние годы...

Немного истории

Основал телеканал в 1997 году Мишель Адам Лисовски – предприниматель, чье имя неоднократно упоминалось в европейской прессе в контексте всевозможных полицейских расследований, обвинений то в изнасиловании, то в неуплате налогов, а то и в участии медиамагната в кокаиновых скандалах. Вряд ли мимо внимания зрителей прошли и постоянные объявления бегущей строкой предложениями для состоятельных господ провести время на яхте Fashion TV в компании моделей телеканала.
 
 Мишель Адам Лисовски
 
Fashion TV начался с отснятых господином Лисовски парижских показов мод, записи которых он развозил по ночным клубам города. Идея стала развиваться и в конце 2000 года, когда Мишель Адам пригласил известного менеджера французского телеканала TV5 Франсуа Тьелле на пост генерального директора телеканала Fashion TV. Благодаря связям Тьелле, телеканал, зарегистрированный в Австрии, не только заключил первые договоры с кабельными и спутниковыми компаниями, крупным рекламодателями, но и стал восприниматься всеми как французский канал о стиле и моде. 
 
В то же время в Верховном Арбитражном суде Франции был принят к рассмотрению иск к Мишелю Адаму канадского телеканала Fashion Television, вещающего только на территории Канады и Америки. Канадцы обвинили его в заимствовании идеи, формата и даже названия их телеканала. Слушания в суде растянулись на годы, а тем временем европейский Fashion TV открывал свои представительства в разных странах. На сегодняшний день телекомпания Fashion TV управляет 13 локализованными версиями телеканала по всему миру. Как правило, Fashion TV работает через местных партнеров – дистрибьюторов.
 

Русский Fashion

В России телеканал появился в 2001 году усилиями жены Франсуа Тьелле, известной "московской парижанки" тележурналистки Натальи Тюриной. В феврале 2001 года в Москве начались съемки видеоклипов для "русского окна" Fashion TV, что вполне логично – русские модели и русские модельеры занимают заметное место на мировых подиумах. Весной того же года состоялись первые тематические вечеринки в ночных клубах обеих стран.
 
Несмотря на то, что выпускаемые в эфир клипы делались буквально "на коленке" и впопыхах, новый для России формат канала привлек множество рекламодателей и спонсоров. Вскоре появился и первый русский партнер телеканала – владелец модельного агентства Fashion Игорь Удалов, и первый инвестор – акционер "Союзобщемашбанка" и телекомпании RTV International Игорь Десятников. Последний и заплатил Адаму за лицензию и выплачивал ежемесячную минимальную гарантию.
 
 Игорь Удалов 
 
Бизнес развивался, зарабатывая на лицензионных платежах операторов и продажах рекламного времени. Но уже в 2003 году произошли события, из-за которых его решил покинуть Игорь Удалов. Во-первых, по словам Удалова, Мишель Адам начал постоянно менять условия сотрудничества, а во-вторых, как выяснилось, за спиной у партнера он вел переговоры с другими олигархами. Такое положение дел и "непрочность" партнерских отношений, разумеется, не устроили Удалова, он принял решение уйти из проекта Fashoin TV и создать собственный телеканал о моде – World Fashion Channel International. 
 
Одновременно с Игорем Удаловым Fashion TV покинула и Наталья Тюрина, она вернулась в Париж. Новым генеральным директором Fashion TV Russia стала модель агентства Fashion и в прошлом помощница Удалова Екатерина Витебская.
 
Десятников отказался от минимальной гарантии и выплачивал Адаму 50% доходов рекламного агентства "Группа 10", созданного им специально под русское бюро Fashion TV. Следующие 5 лет телеканал успешно работал, бренд Fashion TV приносил постоянный доход, а проведенная летом 2006 года первая церемония награждения Fashion People Awards собрала небывалое количество знаменитостей и VIP-гостей.
 
2007 год начался с прекращения трансляции Fashion TV оператором спутникового телевидения "НТВ плюс". По официальной версии, у телеканала закончился контракт с вещателем, хотя в СМИ появлялась информация о предшествовавшем разрыву отношений конфликте между каналом и оператором. "С нас потребовали $600 тысяч в год за пребывание на платформе на эксклюзивной основе, как единственного канала о моде, и $300 тысяч – если вместе с Fashion TV в пакете "НТВ плюс" появятся другие каналы о моде", – рассказывала тогда президент Fashion TV Russia Екатерина Витебская-Велес в интервью "Коммерсанту". Так или иначе, 28 января 2007 года Fashion TV исчез с платформы, и его место занял новый канал Игоря Удалова – World Fashion Channel International.
 
12 февраля 2007 года президент Fashion TV BVI Ltd Мишель Адам Лисовски заключил лицензионное соглашение с Fashion TV Russia Ltd. о передаче эксклюзивных прав на программы Fashion TV на территории России, СНГ и Балтии сроком на 5 лет. В октябре того же года бессрочные права на вещание телеканала приобрел собственник радиостанции "Мегаполис FM" Александр Шустерович, ставший 100-процентным владельцем компании Fashion TV Russia. Она вошла в группу компаний Pleades, принадлежащую Шустеровичу.
 
 Александр Шустерович и Мишель Адам Лисовски 
 
Новый собственник сразу же начал переговоры с "НТВ Плюс" о включении телеканала в его платформу. В 2008 году Fashion TV удалось войти в базовый пакет DTH-оператора, где он пробыл вплоть до 2013 года.
 
На тот момент телеканал Fashion TV продолжал развиваться и приносить доход, новое руководство привлекало новых рекламодателей и занялось производством российского контента. За последние три года были запущены несколько авторских программ, таких как "Русский кутюр", "Светская жизнь", Best look и т.д.
 
27 января 2012 года Fashion TV Russia Ltd. зарегистрировал в Федеральной Службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций средства массовой информации FashionTV HD и Fashion TV Network и получил соответствующие лицензии (№ ФС77-4830 и № ФС77-48379, соответственно). Пятилетнее лицензионное соглашение с головной организацией было пролонгировано до 2018 года.
 

Конфликт

В конце 2012 года у российского представителя Fashion TV начался конфликт с международным холдингом FTV (о его причинах обе стороны старательно умалчивают), и в январе 2013 года партнеры Fashion TV Russia получили письма за подписью президента FTV BVI Ltd. Мишеля Адама Лисовского, в которых сообщалось об окончании срока действия контракта с Fashion TV Russia и о назначении нового дистрибьютора – австрийской компании FTV Programmgesellshaft mbH. Партнерам было предложено производить лицензионные платежи по указанным в письме реквизитам нового австрийского дистрибьютора. 
 
В Fashion TV Russia о письмах узнали от партнеров и из СМИ. 30 января было опубликовано официальное заявление Fashion TV о причинах расторжения контракта с Александром Шустеровичем, в котором говорилось о том, что компании не смогли договориться о прекращении действия контракта. Причиной для расторжения были названы результаты аудиторской проверки московского офиса, проведенные авторитетной международной аудиторской компанией Deloitte Touche. Сообщалось, что "аудиторская проверка выявила ряд нарушений в отчете о работе российского дистрибьютора, и в связи с данными обстоятельствами у Fashion TV не оставалось иного выбора, как объявить о расторжении контракта с прежним российским дистрибьютором в 2012 году".
 
Так же FTV Ltd подтвердили заключение контракта о дистрибуции Fashion TV HD и SD в России и странах СНГ с Fashion TV Programmgesellschaft mbH, которая не имела ни соответствующей лицензии, ни регистрации СМИ в России, и не была резидентом РФ, что является необходимыми условиями для дистрибуции зарубежных каналов в России. 
 
Естественно, что эта ситуация вызвала путаницу на рынке и FTV Russia пришлось приложить усилия, чтобы разъяснить все своим партнерам. Чтобы отстоять свои права и установить факт нарушения условий заключенного лицензионного соглашения, они обратились в Международный арбитражный суд в Лондоне, призвав к ответу Мишеля Адама Лисовского.
 
В марте 2013 года в Совместном пресс-релизе FTV Russia Ltd. и FTV Ltd. сообщалось, что до момента вынесения окончательного решения суда по данному вопросу, контракт между компаниями действует в полном объеме. 
 
В октябре судья лондонского международного арбитражного суда сэр Николас Чемберс признал неправомерной передачу международным холдингом FTV прав на телеканал и торговые знаки FashionTV на указанных территориях австрийской компании FTV Programmgesellshaft mbH. Но главное, что “лицензионное соглашение, заключенное между истцом (то есть Fashion TV Russia) и ответчиком (международный холдинг FTV) 12 февраля 2007 года остается действующим в полном объеме со всеми гарантиями и обязательствами сторон”.
 
Также в решении суда указано, что ответчик нарушил несколько условий соглашения, а в частности:
- Не выполнил условия о размещении контента, предоставленного клиентом в сроки и даты, указанные клиентом;
- Не обеспечил обучение работе с плей-листом;
- Не выполнил условие соглашения и блокировал сигнал HD-версии канала;
- Осуществлял деятельность на территории, не разрешенную лицензионным соглашением;
- Нарушил положения соглашения, позволяющие истцу использовать торговые марки;
- и допустил нарушения еще по нескольким пунктам соглашения.
 
Кроме этого в решении суда, имеющемся в распоряжении "Кабельщика", говорится, что и истец в свою очередь нарушил соглашение, не передав ответчику доменное имя ftvrussia.com в установленное время и допустив недоотчетность на сумму более 160 000 $.
 
Таким образом, FashionTV Russia Ltd по-прежнему является эксклюзивным владельцем прав на телеканал и торговые знаки FashionTV на территории России, СНГ и Балтии. Однако решение суда не означает, что отношения между сторонами наладились и все обиды забыты.
 

Интересный поворот

В этом же месяце, когда в Лондоне прошел суд, инвестиционный холдинг "Финстар" Олега Бойко приобрел долю в головной компании Fashion TV. Представитель Fashion TV подтвердил, что "Финстар" стал совладельцем телекомпании, но открыть другие детали сделки отказался. Покупатель тоже не стал раскрывать финансовых деталей, но сообщил, что "Финстар" готов в ближайшие 3-5 лет вложить в развитие телеканала от десятков до сотен миллионов долларов. 
 
 
Тем временем, 30 декабря 2013 года Медиахолдинг FTV регистрирует в Роскомсвязьнадзоре новое СМИ – телеканал F•L’Original (федеральная лицензия № 24884, свидетельство о СМИ ЭЛ № ФС 77- 55541), а в августе 2014 года появляется информация, что официальным дистрибьютором телеканала F•L’Original (Fashion HD) в России становится спутниковый оператор "Орион Экспресс". В своем пресс-релизе "Орион Экспресс" говорит о том, что "в отличие от SD версии канала, уже знакомой российскому зрителю, F•L’Original (Fashion HD) предлагает только оригинальный контент в отличном качестве, без рекламы и местных вставок".
 
Редакция "Кабельщика" тщательно отсмотрела оба телеканала, и может с уверенностью заявить, что каналы похожи, как близнецы-братья, и складывается впечатление, что название, номера регистрационных документов и адрес официального представителя – это единственное отличие между "старым добрым" Fashion TV Russia и новым F•L’Original.
 
 Юрий Никополидис
 
В свою очередь представитель FTV Ltd. Юрий Никополидис утверждает, что основное отличие телеканала F•L’Original от Fashion TV и остальных конкурентов (World Fashion Channel, Fashion ONE) – это локализация. "Под локализацией я подразумеваю местный контент, который обычно не наилучшего качества – всевозможные вечеринки, дни рождения, "ивенты", тусовки, которые, по нашему мнению, не уместны на телеканале о моде. Есть много телеканалов о стиле жизни звезд, наверно, там они более подходят. Обычно под такой локализацией всегда скрывается реклама, промо и product placement, и, по нашему мнению, зритель, который заплатил за телеканал, не должен их видеть. Мы прекрасно понимаем, что каналам надо искать дополнительные источники дохода помимо дистрибуции, но в итоге эти "источники" портят артистичность и динамику телеканала".
 
Иного мнения придерживаются представители Fashion TV Russia. "Мы пока не предъявили исковые требования к ООО "Орион Экспресс", надеясь решить этот вопрос мирным путем, – говорит Елена Гудович, генеральный директор "Плеадес-ТВ", представителя Fashion TV в России. – По нашей информации представители международного FTV обращались и к другим спутниковым платформам с предложением о сомнительном, на мой взгляд, сотрудничестве. Но на нашем рынке только, наверное, ленивый не знает о том, что мы уже несколько лет находимся в судебном процессе с господином Лисовским и более того – выиграли лондонский арбитраж. Мы по-прежнему владеем исключительным правом на распространение телеканала на территории России, СНГ и Балтии, в том числе на торговые знаки. У нас по договору полная франшиза, за которую мы платим неплохие минимальные гарантии владельцу. 
 
Мне не совсем понятна позиция компании "Орион Экспресс". Заключить подобный контракт на распространение канала, который уже принадлежит нам, в нарушение наших прав, мягко говоря, сомнительный поступок. Но тут дело уже даже не в «Орионе», а в некоей компании "Интермода", которая (мне не совсем понятно на каком основании) зарегистрировала торговые марки на наш канал на территории России и начала активные атаки на нас и наших клиентов, предъявляя совершенно необоснованные претензии. Но это уже вопрос юристов", – резюмировала Елена Гудович.
 
  
       Елена Гудович 
 
Однако и "Орион Экспресс" при заключении контракта заручился поддержкой юристов и дополнительными гарантиями лицензиара по полной очистке прав. "Конфликт между акционерами – это всегда непросто, но к нашей деятельности по дистрибуции телеканала F•L’Original он прямого отношения не имеет, – говорит генеральный директор "Орион Экспресс" Кирилл Махновский. – Заключенный нами договор полностью соответствует требованиям законодательства и предусматривает гарантии как российского держателя лицензии, так и зарубежного правообладателя".
 
Российскому рынку знакомы случаи (отнюдь не единичные), когда из-за конфликта канала с дистрибутором на рынке появляются каналы-клоны – и неплохо себя чувствуют впоследствие. Это нормально для рынка, придающего столь малое значение деловой репутации. Но чтобы собственник канала собственноручно клонировал и запустил на рынок второй канал – такого у нас еще не бывало.
 
Операторы, уже привыкшие к штормам на рынке, немного растерялись – непонятно, какой из двух каналов в итоге может оказаться "вне закона". Логично было в этой ситуации занять выжидательную позицию и приостановить переговоры о партнерстве с представителями обоих телеканалов "до лучших времен" – многие так и сделали.
 

Два истца – два ответчика

Тем временем, пока готовилась эта статья, представители FTV Ltd. подали иск против ГК "Плеадес" в Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-32692/2015) и надеются, что в течении 2-3 месяцев после предварительного заседания, которое должно состояться 18 мая 2015г., отстоят свои права на канал. "Единственное чего мы хотим – это работать и развивать наш бренд. Когда мы отстоим свои права в суде, мы будем инвестировать и развивать все сегменты бренда в России, чего, к сожалению, не было сделано до сих пор", – заявил Юрий Никополидис.
 
Свои права надеются отстоять и в "Плеадес-ТВ". "Разумеется, мы будем отстаивать свои права и в суде РФ, – говорит Елена Гудович, – мы немало вложили в этот телеканал и не только в финансовом эквиваленте. Сейчас ко всему прочему на чаше весов наша деловая репутация и годами складывавшиеся партнерские отношения с нашими постоянными клиентами".
 
В свою очередь, заместитель директора дирекции корпоративных и операторских продаж ООО "Орион Экспресс" Михаил Плинер обозначил позицию вещателя следующим образом: "Орион Экспресс" приобрел все необходимые права на ретрансляцию и эксклюзивную дистрибуцию телеканала F∙L’Original по лицензионному договору с законным правообладателем, использование телеканала осуществляется в полном соответствии с лицензионным договором и законодательством. Мы будем внимательно следить за ходом данного судебного разбирательства и действовать в соответствии с требованиями законодательства РФ".
 
Последнее слово в этом споре скажет суд – и мы обязательно напишем об этом. А пока, в ожидании результатов судебного разбирательства стороны планируют продолжать заниматься активным развитием своих телеканалов.
 
 
 В материале использована иллюстрация Yuhon. 

Source URL: https://www.cableman.ru/article/polnyi-fashion