CSTB-2015. От стенда к стенду. Часть I

17-я Международная выставка CSTB (Cable & Satellite, TV & Radio Broadcasting, Broadband), прошедшая в конце января в Москве, считается главной российской выставкой оборудования и контента для платного телевидения. А значит, по ней можно судить и о состоянии отрасли в целом. Мнение журналиста тут мало что значит, гораздо интереснее оценки самих участников этого системообразующего мероприятия. О них и расскажу.
 
К журналисту на выставке отношение двойственное: с одной стороны, всем хочется, чтобы о них написали, "пропиарили" компанию, с другой — стоит ли тратить время на прессу, если к тебе на стенд пришли реальные или потенциальные заказчики, намечаются интересные проекты? А еще надо успеть в те же три дня обойти стенды конкурентов, посмотреть новинки, поучаствовать в дискуссиях на конференции, да и просто пообщаться с коллегами и друзьями, которых давно не видел. А журналисту интересна не просто сухая информация, а еще и оценки ситуации, трендов, самой выставки... Вот и бродишь целый день от стенда к стенду, ищешь компетентных людей, да еще и имеющих право говорить с прессой, ловишь знакомых, которые куда-то торопятся, договариваешься о встречах, встречи срываются — и так с первого до последнего дня. Впрочем, что жаловаться — на выставке всем нелегко.
 
Всех, с кем удалось побеседовать, я спрашивал об одном и том же: какие новинки привезли, какие тенденции видите в развитии технологий и бизнеса платного ТВ, как переживаете кризис, как оцениваете выставку? Кто-то отвечал предельно коротко, кто-то подробно. Ранжировать ответы по важности компаний я не стал: пусть читатель почувствует себя посетителем, переходящим вместе со мной от стенда к стенду.
 
 
Китайский гигант Huawei всего второй раз на выставке, но уже выступил в роли ее платинового спонсора. Главная "изюминка" экспозиции — платформа middleware гибридного телевидения. "Это комплексное модульное решение, — рассказывает начальник отдела цифровых сервисов Huawei в России Иван Ефимов, — которое позволяет оператору поэтапно наращивать свой бизнес. Платформа поддерживает кодек H.265/HEVC и позволяет работать с форматом до 4K Ultra HD и организовывать ОТТ-вещание. Операторам КТВ предлагается технология D-CMTS (Distributed-Cable Modem Termination System), позволяющая организовать обратный канал для интерактивных сервисов в домах со старыми кабельными сетями. Операторам мобильной связи адресовано комплексное (от транспондеров до оконечных устройств) решение eMBMS (Еnhanced Multicast Broadcast Management Service) для Broadcast-вещания по сети LTE". Интересно, что Huawei вместе с технологиями предлагает и проверенные на практике бизнес-модели их использования. Главным технологическим трендом ТВ-отрасли в компании считают переход на формат 4K UHD, а главной своей задачей в условиях кризиса — помочь заказчику сократить расходы и предоставить ему новые возможности получения прибыли.
 
Иван Ефимов, Huawei
 
Компания Gospell — один из немногих государственно аккредитованных производителей в Китае, а это означает, что ее продукция отвечает высоким стандартам качества и надежности. Денис Китабов, начальник технического отдела представительства Gospell в России: "Мы представляем полный спектр оборудования головных станций цифрового кабельного ТВ и полный спектр абонентского оборудования. Наши новинки — готовая к использованию система ОТТ и система IPTV, которую мы анонсировали в прошлом году и теперь доделали. Скоро у нас будет и своя система DRM (Digital Rights Management). Привезли также новые абонентские приставки, в том числе гибридные, поддерживающие ОС Android и позволяющие превратить обычный телевизор в телевизор Smart TV, и новые приставки DVB-T2. В прошлом году нам удалось сохранить приемлемый уровень цен и поддержать тех кабельных операторов, которые используют систему условного доступа Gospill — они также продолжали покупать наше абонентское оборудование: К-модули, приставки и карты.
О выставке: честно признаться, выставка в этом году малочисленная, не все обычные участники приехали, и посетители далеко не все смогли приехать".
 
Денис Китабов, Gospell
 
Пытаться кратко описать оборудование на большом стенде "ТелКо Групп" бесполезно, здесь представлены многочисленные партнеры компании — такие известные фирмы как Comscope, GDSU, Smit, Planar, Funke, Promax, Vector и другие. Спрашиваю у исполнительного директора Марата Хасянова о технологических трендах. "Ничего прорывного нет уже года три, — отвечает он. — Мы предлагаем весь спектр оборудования КТВ и законченные комплексные решения. Сегодня тренд — это мультиплексирование и объединение всего нового: если головная станция, то чтобы она работала сразу в нескольких форматах — и в кабельном, и в IP, и т. д. Чтобы это решение можно было использовать, какую бы форму передачи данных оператор ни выбрал. И чтобы можно было перейти на другую форму без замены значительной части оборудования". 
 
Марат Хасянов, TelCo Group
 
Что касается бизнес-трендов, Марат Константинович настроен пессимистично: "По моей оценке, у наших дистрибьюторов западного оборудования продажи упали раза в три. Если, к примеру, в бюджете заказчика в прошлом году было заложено для решения какой-то задачи 100 тысяч рублей, то к концу года купить на эти деньги можно было лишь половину нужного оборудования. Значит, планы модернизации сетей или организации новых сервисов не будут выполнены, абоненты не заплатят денег, которые планировалось получить, и вы не сможете построить новые системы, закупить новое оборудование и привлечь новых людей". — "Что же делать дистрибьютору?" — "Во- первых, ориентироваться на крепких партнеров, которые в любом случае будут продолжать свою деятельность. Во-вторых, на оставшиеся дееспособные компании: рынок сузился, но это не значит, что он умер. Ну, а в-третьих, надо искать внутренние резервы, что-то секвестировать у себя. Но важно, чтобы стабилизировался курс валюты, без этого ничего планировать невозможно. 
 
О выставке: вы помните, когда-то она занимала 4 павильона, и все было забито. Теперь стало три, и то два из них полузаполненные. Общая ситуация накладывает свой отпечаток".
 
Еще один наш крупнейший дистрибьютор — компания "Контур-М". С руководителем департамента перспективных технологий Анатолием Баргом мы регулярно встречаемся на CSTB. "Состав оборудования, вендоров и решений у нас традиционен, — отвечает он на вопрос о новинках. — Мы по-прежнему предлагаем экономически эффективные решение для DVB-C, IPTV, спутникового приема и создания головных станций. Из новинок стоит отметить новый продукт DTC-720 Xpect Mosaic голландской фирмы DekTec — софтовое решение для мониторинга десятков и даже сотен каналов по критериям критических проблем с выводом на экран множества картинок каналов, чтобы можно было контролировать их визуально. Интересная новинка у компании Appear TV — устройство, выполняющее функции демодулятора аналогового эфирного сигнала и MPEG-кодера. Конструкция модульная, в одном модуле осуществляется прием и оцифровка четырех эфирных каналов. Еще одна новинка Appear TV — головная станция, которая может одновременно решать задачи DVB, multiscreen и OTT-вещания. Представлены на стенде и решения финской компании Teleste, в том числе популярная платформа Luminato.
 
 
Учитывая экономическую ситуацию, мы начали продвигать решения китайской компании Wellav — они в два-три раза дешевле аналогов от знаменитых вендоров. А об их качестве говорит то, что такие мировые гранды как Harmonic, NVideo и Cisco используют продукты Wellav как OEM-продукты, которые они кастомизируют и продают под своими брендами".
 
О тенденциях: "Активно распространяется технология UHD и фантастически эффективный формат компрессии HEVC (High Efficiency Video Coding) — его еще называют MPEG-5 или, более строго, H.265. Есть уже множество профессиональных устройств и даже бытовых видеокамер и фотоаппаратов, которые позволяют снимать 4К-видео — значит, есть и будет контент для 4K-телевизоров и технология будет распространяться. Еще один тренд — ОТТ-технологии, позволяющие вещание по открытой сети интернет. ОТТ предъявляет к сети гораздо меньше требований, чем IPTV, и представляется очень перспективной. Еще один тренд — падение интереса к формату 3D, который еще недавно казался локомотивом, который вытянет всю индустрию. Эта ниша не исчезла, но взрывного роста не произошло — идет медленное развитие".
 
Анатолий Барг, "Контур-М"
 
О бизнесе: "Все упирается в экономику и политику. Страна оказалась в чрезвычайно сложном положении. Прогнозы разные — от апокалиптических, в которые не хочется верить, до более взвешенных. При всех условиях наиболее мощные игроки попытаются победить или даже утопить конкурентов и увеличить свою долю рынка. У мелких и средних операторов другая задача — любой ценой удержать абонентов. Оптимизм в отношении импортозамещения представляется завышенным, хотя ситуация дает шанс российским вендорам, таким как томская компания "Элекард", челябинский "Планар", или питерские производители телевизионных продуктов".
 
О выставке: "Она столь же многолюдная, что и прошлая. Представлены практически все вендоры, все интеграторы. Интерес к отрасли по-прежнему очень высок. По уровню развития платного ТВ мы очень отстаем от Европы и США и еще не использовали все резервы роста. Я думаю — прорвемся".
 
 
На стенде компании Trinity привлекает внимание "безочковый" 3D-телевизор формата 4К. "Мы предлагаем также кодер 3D, работающий в реальном времени, — поясняет менеджер проектов Сергей Клоуда, — и технологию доставки 3D-сигналов, причем в разных форматах — side by side или 2D + карта глубины. Показываем также новые модели наших кодеров и транскодеров с различными интерфейсами и нашу российскую двухконтроллерную высокопроизводительную систему хранения. И софт, и железо — полностью отечественной разработки, свое производство в Москве и Санкт-Петербурге, и потому цена в разы ниже, чем у зарубежных аналогов. Еще новинка — комплексная система мониторинга сети, транспортных потоков и видео, причем не только в одной точке, но и в распределенных системах".
 
Сергей Клоуда, "Тринити"
 
О бизнесе: "Те, кто раньше покупал дорого зарубежное оборудование, теперь больше стал смотреть в нашу сторону. В прошлые кризисы наша компания только росла, надеемся и сейчас увеличить наши продажи, в том числе из-за ситуации с курсами валют". 
 
О выставке: "Выставка большая, не сильно уменьшилась, и качество стендов только растет. А вот аудитория посетителей в прошлом году была более интересной".

Source URL: https://www.cableman.ru/article/cstb-2015-ot-stenda-k-stendu-chast-i