Буду погибать молодым

Эта песенка популярного некогда мальчика со странным сценическим псевдонимом Мистер Малой рефреном звучала в 2014 году каждый раз, когда в телекабельной тусовке заходила речь о судьбе телеканалов, живущих по рекламной модели и подпадающих под молот обновленного закона "О рекламе". Потому что формулировки этого закона таковы, что шансы на выживание есть у счастливых владельцев эфирных лицензий или тех вещателей, которые изначально шли по платной модели, взимая лицензионные платежи с операторов, и к моменту принятия поправок успели набрать достаточную для выживания абонентскую базу. Есть еще не очень многочисленная группа полностью дотационных каналов, существующих на пожертвования ("Союз", ТБН) или за счет инвесторов — крупных компаний (РЖД), политических партий ("ЛДПР Life", "Красная линия") и государств (ТРО, "Вместе-ТВ").
 
"Остальные развлекательные, познавательные и прочие неэфирные каналы могут быть свободны", — дали нам понять депутаты. "А кто они такие, мы их не знаем, кому они вообще нужны", — сказали чиновники. Стало быть, остальным пора паковать чемоданы?
 
Разумеется, сами телеканалы пытались что-то сделать — подписывали открытые письма, писали собственные, сочиняли различные схемы монетизации, кое-кому даже "удалось" оперативно получить эфирную лицензию (LifeNews — что сказать, повезло!). Несколько вещателей отважились признать очевидное и объявили о скором закрытии, причем в их число попали не только бесплатные, но и платные телеканалы, оказавшиеся за гранью выживания из-за нового закона ("Комсомольская правда", "Интересное кино" и "Кинолюкс" и т. д.). Кое-кто распустил всю команду и гонит в эфир старые программы в надежде, что закон все-таки отменят и все вернется на круги своя (как известно, после исхода с рынка инициаторов чудесных изменений на это появилась надежда). Но большинство молчит. Как в танке. На наши неоднократные предложения поучаствовать в обсуждении ситуации — "у нас все хорошо" или "никого нет дома".
 
И, как показывает опыт, для нашей страны это вполне эффективная стратегия. А что, вовремя помолчать, куда положено, сходить на ковер, поручкаться, с кем надо — и глядишь, "у всех суббота, а у тебя четверг" ...
 
Мы предложили неэфирным телеканалам, работающим по рекламной модели, рассказать о своих планах на будущее в связи с изменениями на рынке и, в частности, задали им несколько вопросов.
 
1. Есть ли у вас планы получать эфирную лицензию или вы намерены остаться на неэфирном рынке? Если второе, то каким образом вы будете монетизироваться?
 
2. В случае если вы планируете перейти на платную модель, удалось ли вам уже договориться с кем-то из операторов?
 
3. Рассматриваете ли вы варианты монетизации в интернете, и если да, то где, как, по каким тарифам?
 
4. Какие еще принципиальные изменения ждут ваш телеканал в следующем году?
 
Елена Миронова, директор по развитию телеканала "Точка ТВ"
 
"Мы продолжим работать в 2015 году по рекламной модели. С этой целью планируем получить эфирную лицензию. Более того, мы уже в конце сентября 2014-го подали все документы в Роскомнадзор.
 
На платную модель переходить не планируем и варианты монетизации в интернете также не рассматривали.
 
Принципиальных изменений в 2015 году на нашем телеканале не будет. Очень надеюсь на активное продвижение телеканала в регионы".
 
Наталья Палинова, гендиректор группы каналов MusicBox
 
"В нашу группу входят три телеканала — Russian MusicBox, MusicBox и Юмор TV.
 
Планы на получение эфирной лицензии для них есть, и в данный момент мы на стадии подготовки.
 
Но главный источник монетизации и одно из основных преимуществ наших музыкальных каналов — внеэфирная деятельность, которую мы планируем и дальше развивать. Это не только коммерческая составляющая, это еще и поддержание лояльности зрителей, повышение узнаваемости бренда.
 
"Реальная премия MusicBox" — главный проект телеканала Russian MusicBox, ставший ежегодным музыкальным событием российского шоу-бизнеса. Musicbox Party — это имиджевые вечеринки телеканала с популярными исполнителями танцевальных хитов, которые проходят на лучших клубных площадках Москвы, Турции и Испании. В 2014 году телеканал Russian MusicBox представил серию вечеринок Mega Discoteka, выпускной бал в ГЦЗ "Россия" в Лужниках, праздник спорта на Поклонной горе и другие мероприятия. Также в наших планах — поиск новых коммерческих возможностей, в том числе в интернете. В самое ближайшее время мы планируем выход в Smart TV.
 
В 2015 году мы планируем развивать наполнение всех трех телеканалов группы, продолжим оказывать поддержку молодым исполнителям и отражать все новые тенденции музыкальной культуры.
 
К слову, недавно телеканал "Юмор TV" кардинально изменил формат. На протяжении 10 лет концепция телеканала базировалась на проверенной временем классике юмора. В 2014 году телеканал решил расширить горизонты, и, на мой взгляд, теперь дерзкая и смелая концепция "Юмора" ярко выделяется на фоне конкурентных — привычных, будничных".
 
Тимур Капнинов, гендиректор телеканала "9 Волна"
 
"Если рассматривать получение эфирной лицензии как инструмент для "обхода" принятых поправок к Закону о рекламе, то этот вариант не для нас. Такое решение обосновано тем, что я, как гражданин России и патриот своей страны, надеюсь и исхожу из того, что законы принимаются во благо ее граждан и наш гражданский долг состоит в их исполнении, а не в поиске всевозможных лазеек. Но если посмотреть со стороны расширения территории вещания, было бы неплохо иметь такую возможность, поскольку телеканал "9 Волна" не только коммерческая структура, но и единственный в своем роде телеканал, объединяющий более 50 национальностей, сохраняющий самобытность и самое главное — воспевающий дружбу народов. С этой точки зрения, чем шире охват у телеканала, тем больше людей сможет задуматься над проблемой сохранения не только традиций, но и всего культурного наследия, которым так богата наша страна.
 
Монетизация "9 Волны" не будет ничем отличаться от монетизации любого другого канала. Этому способствуют высокие рейтинги по сравнению с прочими музыкальными телеканалами (данные мы получаем от операторов платного ТВ, имеющих возможность отслеживать такие показатели как количество кликов, среднемесячный охват и продолжительность просмотра).
 
На сегодняшний день мы не получили ни одного отказа в вещании "9 Волны" или письма о расторжении договора, аргументируемого сменой модели. Операторы понимают, что это не наше желание получить сверхприбыль, а способ выживания, поэтому лояльно реагируют на изменившиеся условия сотрудничества. Так же и мы, в свою очередь, идем навстречу, предоставляя им максимально низкие цены.
 
Наша проблема в другом — не все новые операторы верят, что канал с нашим контентом способен выдержать конкуренцию и постоянного зрителя, однако за пять лет существования "9 Волны" ни один оператор не выключил нас из своей сети по причине низкого рейтинга.
 
У нас есть планы по реализации платной подписки на сайте, в которой помимо возможности просмотра прямого эфира будут также дополнительные услуги — тайм-шифтинг и доступ к различным премиальным сервисам телеканала.
 
Сформированной ценовой политики на данный момент нет, но в любом случае это будет доступно абсолютно для каждого. Конечную стоимость определит расчет по расходам на содержание такой платформы.
 
Конечно же, в связи с отсутствием финансового потока развитие проекта по части качества контента будет временно приостановлено. Но за счет поступающих материалов от музыкальных продюсеров и артистов телеканал всегда будет свежим и интересным для нашего зрителя".
 
Захар Бабин, генеральный директор телеканала A-One
 
"Мы, как и многие другие, какое-то время надеялись на то, что государственный регулятор внесет в закон о рекламе поправки, которые позволят неэфирным тематическим телеканалам, де факто не получающим денег ни от абонентов, ни от кабельных операторов, сохранить возможность размещения коммерческой рекламы в эфире и, как следствие, традиционного заработка. Увы, пока надежды не оправдываются.
 
Сегодня в первую очередь "неэфирные" музыкальные телеканалы, в том числе A-One, существуют по предельно жесткой схеме — платят всем и за все: за подъем сигнала на спутник, за распространение сигнала "по земле", за контент, предлагаемый зрителю. И это единственный способ через подобные ежемесячные траты наращивать аудиторию — наш единственный источник монетизации бизнеса как потребителя рекламы. Не более того. Мы не взимаем с наших зрителей плату за подписку на A-One, и по сути дела являемся бесплатным телеканалом.
 
Единственный способ нашего заработка — размещение прямой и спонсорской рекламы в эфире.
 
Есть ряд "формальных" способов обхода закона, существующих сегодня и имеющих довольно туманные перспективы на завтрашний день. Есть рекламные бюджеты, но их доля, по прогнозам специалистов, сократится в разы из-за вступления в силу поправок к закону "О рекламе". Есть, мягко говоря, "удивительные" данные TNS, главного измерителя российской ТВ-аудитории, которые, по странному стечению обстоятельств, именно в момент подтверждения необратимости изменений зафиксировали обвал зрительского интереса в отношении тематических каналов.
 
Вот некие реалии, в которых мы оказались. Но... На данный момент мы решили предпринять попытку работать в прежнем режиме, для чего пересматриваем финансовые взаимоотношения с нашими давними партнерами. Пожалуй, они единственные, кто понимает всю остроту момента и идет нам навстречу.
 
Переходить на платную модель мы также не будем, так как это сразу негативно скажется на нашем охвате. Вряд ли вся аудитория A-One решит проголосовать рублем: музыкальное телевидение всегда было бесплатным, это "радио плюс картинка". Кто-нибудь платит музыкальной радиостанции за то, чтобы ее слушать? И если некоторые информационно-аналитические и научно-популярные каналы могут существовать по такой схеме, то A-One вряд ли. Ко всему прочему мы много лет приучали зрителя к тому, что мы есть везде и бесплатно.
 
Поэтому телеканал планирует работать по старой модели, параллельно концентрируя усилия на внетелевизионной сфере — организации музыкальных и развлекательных мероприятий, реализации digital-проектов (подразумеваем в первую очередь интернет), дальнейшем продвижении таких наших проектов как создание товарного бренда и запуск интернет-магазина, активное развитие групп в социальных сетях с прицелом на их монетизацию. Почти все наши активности, не связанные с эфиром, можно разделить на два вида: ивенты и digital. Если говорить об эфире, то в 2014 году мы успешно провели несколько прямых трансляций крупных развлекательных событий. Существует масса событий, которые "вписываются" в формат телеканала A-One, и их трансляция на другом ТВ-канале выглядела бы странно. Это, в частности, экстремальный спорт, чемпионаты по брейк-дансу, крупные и реально актуальные культурные события, как, например, музыкальная часть выставки Faces&Laces. Еще одно из направлений нашей деятельности — продакшн: по заказу мы производим ролики и программы, снимаем, монтируем, разрабатываем и так далее...
 
Жаль, что регулятор "заставляет" телевизионщиков искать средства в не совсем или совсем не в профессиональной среде. Что ж, придется еще и немножко "шить на дому". При этом мы верим в здравомыслие законодателей, которые оперативно смогут оценить реальные масштабы бедствия и внести в закон коррективы, и будем по максимуму сохранять свою аудиторию, которую формировали на протяжении 10 лет. Посмотрим, на сколько хватит наших сил".

Source URL: https://www.cableman.ru/article/budu-pogibat-molodym