BRF’2014: ШПД-влияние на телеком-рынок

Развитие интернета, бесспорно, оказывает большое влияние на телеком-рынок. Насколько оно сильно и какие сейчас прослеживаются тенденции на ШПД-рынке России, обсудили на минувшей неделе в рамках форума Broadband Russia Forum’2014. Сегодня "Кабельщик" публикует информацию по итогам первого дня мероприятия, а завтра будет опубликован отчет с основными тезисами второго дня форума.
 
Государственное
 
Мероприятие открылось ярким и запоминающимся выступлением замминистра связи Дмитрия Алхазова. Чиновник начал с относительно позитивного, с заявления о том, что "к нашей всеобщей гордости, несмотря на невысокие показатели проникновения ШПД в стране, технологически отрасль связи находится на достаточно высоком уровне". И это при том, что данный сектор, один из немногих, развивается без участия государственного бюджета. "Все, что происходит в индустрии, происходит за ее счет", — акцентировал Алхазов. 
 
На этом "позитив" закончился, и чиновник перешел к проблемам, обратив внимание присутствовавших на то, что в настоящий момент ШПД-интернет доступен далеко не всем россиянам и не везде. Поэтому одной из основных задач Минкомсвязи на ближайшие годы станет повышение уровня доступности услуг ШПД в России, в особенности, в удаленных и малонаселенных пунктах. При этом замминистра отметил, что помогать в решении этой задачи ведомству будут операторы мобильной связи, которые согласно решениям Государственной комиссии по радиочастотам, принятым в декабре 2013 года, обязаны в течение 5-7 лет обеспечить покрытие населенных пунктов, в которых проживает 1000 и более жителей.
 
После напоминания об этой обязанности операторов, Дмитрий Алхазов перешел к новой — импортозамещению в области связи. Выступая на Broadband Russia Forum, замминистра четко дал понять, что операторы связи в ближайшее время должны начать переходить на оборудование российского производства там, где это возможно, причем желательно в добровольном порядке, иначе государство прибегнет к принудительным мерам, проще говоря, к законодательному регулированию этого вопроса. 
 
 
"Мы совершенно точно будем наращивать прессинг по импортозамещению в области связи. Моя рекомендация — не доводите нас до понимания, что без жесткого нормативно-правового регулирования, импортозамещение у нас не сдвинется с места", — заявил чиновник с трибуны.
 
"Пока что мы находимся в режиме конструктивного, а не нормативного диалога. И очень рассчитываем, что вы сами захотите использовать все больше оборудования отечественного производства в своей работе", — обратился к операторам Алхазов.
 
Заявление замминистра вызвало широкий резонанс среди присутствовавших. Президент ГК "Акадо" Виктор Кореш, например, заявил, что на сегодняшний день оборудования отечественного производства, подходящего для работы его компании, попросту нет. "Если в зале есть отечественные вендоры, пусть они встанут и заявят о себе", — попросил Кореш. На его отзыв откликнулась одна компания, и стороны договорились обсудить в кулуарах возможность сотрудничества.
 
Меж тем, Алхазов признал, что с оборудованием российского производства в области связи у нас и впрямь тяжко. "Мы постоянно мониторим — какие именно элементы инфраструктуры уже представлены у наших отечественных производителей. К сожалению, линейка пока не очень широкая", — отметил он. 
 
Замминистра попросили уточнить — к какому оборудованию импортозамещение относится в первую очередь. Тот сказал, что "первостепенно это относится к магистральным линиям связи, оптическому оборудованию и вещам, связанным с этой инфраструктурой". Также замминистра добавил, что ведомство ожидает независимости и по сектору мобильной связи. 
 
"Импортозамещение — это, очевидно, очень серьезный вызов для менеджмента операторов, для других игроков отрасли и для нас — регуляторов", — резюмировал Дмитрий Алхазов.
 
Однако, на импортозамещении замминистра связи перечислять проблемы не закончил, и продолжил свое выступление темой вхождения операторов в многоквартирные дома. "Мы сейчас находимся в активной фазе по разработке и принятию документа, связанного с входом в многоквартирные дома. Процесс идет непросто, потому что связан с изменением кучи документов, уточняющих требования к строительству объектов, то есть относящихся, по сути, к смежной отрасли. Хорошо, что проблематику понимает правительство: на уровне вице-премьеров есть поручение, чтобы наша инициатива получила какой-то практический результат. Это очень помогает продвигать нам законодательный акт. И я надеюсь, что в обозримой перспективе мы эту историю "дожмем"", — поделился планами замминистра.
 
Цифры, цифры, цифры
 
От проблем перешли к цифрам — мировым и российским по развитию ШПД, его текущему проникновению и прогнозам на будущее. По данным директора по коммуникациям FTTH Council Europe Надии Бабаали, в Евросоюзе по итогам 2013 года насчитывалось 9,5 млн ШПД-подписчиков, в США и Канаде — суммарно 12,4 млн, а в странах СНГ — 10,6 млн.
 
При этом мировым лидером по проникновению ШПД-интернета за отчетный период стали Объединенные Арабские Эмираты с показателем в 85-90%, следом расположились Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур. Россия же в этом списке оказалась на 11-ом месте, что неплохо, учитывая территорию нашей страны.
 
 
Вообще, по мнению Бабаали, ШПД-рынок у нас развит достаточно хорошо и демонстрирует много позитивных тенденций. "У вас очень высокие показатели роста. Несколько лет назад во время экономического кризиса мы волновались, что рост замедлится, но этого не произошло. И в ближайшее время рост только продолжит увеличиваться", — поделилась оптимистичными прогнозами Надия Бабаали.
 
По подсчетам FTTH Council Europe, в 2013 году Россия обзавелась 8,94 млн ШПД-подписчиками, и при этом обеспечила технический доступ к услуге для 25 млн домохозяйств. Наибольшее число абонентов широкополосного интернета, по данным организации, было у "Ростелекома" — 3,7 млн, следом по численности данной базы следовал "Билайн" (2,24 млн), затем "ЭР-Телеком" (2,2 млн) и МТС (800 тысяч). Тут надо сказать, что представители МТС, присутствовавшие на форуме, категорически не согласились с оценкой FTTH Council Europe, заявив, что это самые низкие оценки ШПД-базы МТС, которые компания когда либо видела.
 
"На самом деле, база у нас намного больше", — заявил Станислав Журавлев, начальник отдела VAS-услуг департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС. По его словам, у оператора насчитывается 2,8 млн ШПД-абонентов по Москве и области. Непонятно, правда, была ли эти данные по итогам 2013 года или более свежие. 
 
Но вернемся к докладу Надии. Аналитик отметила, что в текущем году Россия скорее всего уже прошла порог 20%-ного проникновения интернет-доступа по стране (по итогам 2013 года оно было на уровне 16,2%, считают в FTTH Council Europe). А это, согласно определенной методике, означает, что РФ завершает стадию технологического развития и переходит к стадии расширения предоставляемых сервисов.
 
"В этом плане вопрос заключается не в том — будет ли спрос на ШПД-услугу, а в том — готовы ли мы будем предоставить данный сервис вовремя? Поэтому давайте не будем ждать того момента, когда клиент попросит провести доступ в интернет, давайте идти на опережение. В этом плане Россия, на мой взгляд, развивается в правильном направлении", — резюмировала свое выступление Надия.
 
Несмотря на несогласие с оценками собственной базы, по ряду цифр МТС согласилась с коллегами из FTTH Council Europe. Например, по 11-ому месту по проникновению интернета в мире. Однако, с позитивными прогнозами по дальнейшему росту рынка представители оператора не спешили соглашаться. Основываясь на данных российского консалтингового агентства iKS-Consulting, а также на собственных расчетах, в МТС прогнозируют, что темпы прироста абонентской базы по ШПД заметно снизятся. Причиной тому послужит насыщение услугой крупных городов. Например, суммарный прирост базы только за 2011 и 2012 года оценивается больше, чем ожидается по итогам периода с 2014 по 2018 год. Ну а в связи с тем, что выходить в небольшие города крупным операторам не выгодно, рост в целом замедлится.
 
Хотя, тот же ТТК делает ставку на небольшие города (но тут надо сказать, что оператор изначально специализировался на строительстве сетей в основном в небольших городах — сначала это были населенные пункты, в которых проживает менее 100 тысяч человек, потом ТТК пошел в города с населением менее 50 тысяч человек, а теперь присматривается к городам "10 000 -"). "По факту мы все заинтересованы в том, чтобы проникновение росло, и не только в больших городах, и прикладываем к этому максимум усилий", — заявила Светлана Шамзон, вице-президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом".
 
Но вернемся к цифрам МТС. По словам Станислава Журавлева, "скорость прироста абонентской базы уже сейчас замедлилась просто драматически и составляет не более 1-2% в год". Это, а также снижение стоимости, и, следовательно, маржинальности услуги (сейчас она редко у кого превышает 15-20%, считают в МТС), длительный срок окупаемости инвестиций в расширение и модернизацию сетей, приводит к тому, что операторами приходится искать новые точки роста и повышения ARPU.
 
"Предоставление сервисов любых видов на любом количестве устройств — это и есть тот самый драйвер, который на сегодняшний день доминирует во всем мире", — поделился Станислав, при этом добавив, что еще одним драйвером роста может стать синергия с представителями смежной отрасли, например, с топовыми онлайн-игроками. "За счет объединения информации по местоположению пользователей или прочих данных, можно делать достаточно интересные вещи, которые по отдельности ни оператор связи, ни крупный онлайн-игрок сделать не могут", — считают в МТС. 
 
"Необходим поиск новых путей формирования нормального уровня рентабельности рынка ШПД с участием секторов экономики, зависимых от инфраструктуры доступа", — заявил Станислав.
 
Добавим, что помимо драйверов, Журавлев обозначил и вызовы, с которыми придется столкнуться интернет-индустрии. В частности, с повышением скоростей. Увеличение скорости потребуется в связи с увеличением объема трафика, а также его качества. Если еще недавно публику можно было удивить HD-качеством, то сейчас — уже нет. Сейчас на первый план выступает UHD-контент, который требует заметно большие интернет-ресурсы чем тот же HD, и тем более SD-контент. 
 
Но надо сказать, что именно за скоростные возможности отечественных провайдеров в МТС волнуются меньше всего. "В России операторы готовы к этому скоростному вызову, мы даже идем с небольшим опережением по росту предлагаемых на рынке скоростей", — обосновал свое мнение Станислав.
 
Отметим, что по итогам 2013 года Россия занимала 7 место по входящей скорости, уступая Южной Корее, Франции, США, Великобритании, Германии и Испании. Средняя входящая скорость у нас составляла 26 Мбит-сек, в то время как в мире — 21,5 Мбит/сек.

Source URL: https://www.cableman.ru/article/brf-2014-shpd-vliyanie-na-telekom-rynok