В ожидании разъяснений и новых шагов
Последние пару недель мы активно писали на тему запрета рекламы на платных каналах, но теперь, похоже, это направление временно придется поставить на паузу. Потому что практически любой запрос на комментарий сейчас упирается в стандартный ответ — "ждем разъяснений"...
А вот когда будут разъяснения и будут ли они вообще — пока сказать сложно. Допустим, в Минкомсвязи на вопрос "Планирует ли ведомство давать разъяснения по новым законодательным нормам, и если да, то когда?", "Кабельщику" ответили от имени замминистра связи Алексея Волина, что "никаких разъяснений министерство давать не планирует".
В ФАС были не столь категоричны. На нашу просьбу дать оценку новой законодательной норме, которую антимонопольная служба не собиралась комментировать до подписания закона Президентом РФ, Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС ответило следующим образом: "Закон был опубликован только 22.07.2014 г., вступает в силу с 1 января 2015 года. Для целей применения данного закона и уточнения ряда его положений ФАС России направит соответствующий запрос в Минкомсвязь России и Роскомнадзор, по получении ответа на который ФАС России подготовит разъяснения положениям данного Закона. Указанный запрос будет направлен в самое ближайшее время".
Следовательно, разъяснения должны быть как минимум от ФАС, но вот когда именно, непонятно...
В общем, отрасль сейчас отчасти заняла выжидательную позицию. Кто-то, как и ФАС, ожидает официальных разъяснений, кто-то — сентября, когда рекламодатели начнут планировать свои бюджеты, кто-то — осенней сессии Госдумы, на которой, как многие надеются, будут внесены какие-то поправки или корректировки в новое законодательство...
Но есть и более активные представители рынка платного ТВ, которые не теряют времени и предпринимают какие-то действия. Например, НАТ проводит серию встреч и дистанционного общения с региональными телеканалами, пытаясь к осени выработать дальнейшую стратегию развития регионального ТВ в условиях новых законодательных реалий.
В свою очередь некоторые неэфирные телеканалы планируют объединить усилия по выработке отраслевых рекомендаций по доработке этого закона и регламента его применения. Формат этого объединения пока точно не определен, но телеканалы как никогда полны решимости добиться позитивных изменений на рынке.
Что до операторов, то они пока тоже большей частью выжидают, хотя и задумываются о последствиях изменений, грядущих 1 января 2015 года. Многие наши собеседники заявляли, что к ним уже обращались некоторые каналы с просьбой пересмотреть договоренности в сторону повышения отчислений за контент, однако, ни о каких перезаключенных договорах на новых условиях "Кабельщику" пока неизвестно.
Мы обратились к президенту Ассоциации "Макател" Алексею Амелькину с просьбой прокомментировать — при каких условиях он, как оператор, готов пойти на пересмотр объема отчислений телеканалу? "В данный момент ни при каких. При настойчивом желании телеканала получать больше отчислений, вероятнее всего договор будет расторгнут — платить больше мы не готовы. Вариант больших отчислений может быть рассмотрен в том случае, если в общем ситуация на нашем рынке повернётся в сторону увеличения стоимости подписки на платные пакеты. А пока на рынке работают несколько откровенных дискаунтеров, мы не готовы изменять финансовые условия договоров, — заявляет Алексей. — Но увеличение цен на платные пакеты сейчас маловероятно, так как экономическая ситуация в стране очень плохая, и вероятнее всего поднятие оплаты не приведёт к увеличению сбора платежей. Это только наше правительство может думать, что поднятие налогов даёт увеличение сборов, а на самом деле всё всегда происходит ровно наоборот".
При этом Алексей Амелькин добавляет что по его мнению "пока операторы в основном недооценивают последствия принятия этого закона. Я буду рад, если сбудутся их надежды, а не мои опасения, но это покажет только время. Но мы едины в том, что нельзя сейчас идти на изменения финансовых условий договоров — ситуация с законом и его применением пока очень туманная, а повышенные отчисления придётся платить как минимум год".
Надо сказать, что представители более крупных операторов также заявили "Кабельщику", что будут рассматривать изменение объема отчислений каналам в последнюю очередь, в целом же для них нежелателен такой сценарий.
Кстати, многим операторам (в особенности региональным), придется задумываться не только о пересмотре взаимоотношений с другими каналами, но и о судьбе собственных телеканалов. Допустим, у того же оператора "Теле-Маг", возглавляемого Алексеем Амелькиным, есть собственный канал, у которого нет эфирной лицензии и есть реклама. Перед подобными каналами в первую очередь встают вопросы о возможности дальнейшего существования. "Если новый закон чиновники будут выполнять так, как сейчас об этом говорят, то есть рекламу будут "давить" на всех неэфирных и необязательных каналах, то мы потеряем половину дохода и персонал придётся сократить в два раза, - делится опасениями Алексей. - У нас ещё остаются поздравления, объявления и информационное обслуживание нашего градообразующего предприятия и местных органов власти, то есть мы сможем как-то продолжать работу. Я всё-таки надеюсь до этого не дойдёт, потому что это просто беспредел какой-то. Что, например, делать тем, у кого рекламная концепция — 90 % времени должна идти реклама? Но мы рассматриваем также возможность защиты своих прав в суде, в том числе Конституционном".
К слову о телеканалах с рекламной концепцией, проще говоря, о телемагазинах. Рынок разделился во мнениях по поводу их судьбы. Сами телемагазины предпочитают верить, подкрепляя свою веру консультациями с юристами, что их новый закон не коснется, поскольку в нем ничего не написано о рекламных СМИ, а у телемагазинов имеется специальная лицензия рекламного СМИ.
"По смыслу окончательной редакции, новый пункт 14.1. нас не затронет, — комментирует нам представитель телемагазина, пожелавший остаться анонимным. — В законопроекте не было разъясняющей формулировки, в принятой редакции закона она появилась. В пункте 11. закона "О рекламе" сказано, что требования, установленные частями 1 — 10 (по новой редакции, п.14.1.), не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток".
Несмотря на подобную формулировку, телемагазины все равно планируют обращаться в ФАС за разъяснениями.