Рынок платного ТВ: рост продолжается?
Несмотря на все утверждения об уходе телевизионной аудитории в онлайн-среду, число домохозяйств, предпочитающих платить за традиционное телевидение, продолжает расти во всем мире, — к такому выводу пришла компания Informitv в своем ежеквартальном отчете Multiscreen Index. Данный отчет включает в себя статистику по 100 крупнейшим операторам платного ТВ по всему миру (аналитики в своем исследовании рассматривали только тех операторов, чья база насчитывает не менее 1 млн цифровых домохозяйств), абонентская база которых в совокупности составляет 320 млн домохозяйств.
По данным Multiscreen Index чистый прирост абонетской базы среди рассматриваемых операторов составил 18,98 млн домохозяйств (это рост на 6,3%). Интересно, что наибольший рост был продемонстрирован топ-10 операторов в четвертом квартале 2013 года — их совокупный прирост составил 2,97 млн абонентов. И в это же время у первой "десятки" был зафиксирован самый большой уровень потерь — 0,48 млн.
Самый большой рост рынка PayTV пришелся на развивающиеся регионы. Но надо сказать, что даже такой устоявшийся рынок, как США, тоже продемонстрировал рост, по крайней мере по годовой и квартальной прибыли. Что касается абонентской базы, то, конечно, в Америке наблюдается ее отток среди кабельных операторов, но вместе с тем есть и рост — среди спутниковых и IPTV-провайдеров. Таким образом, в целом американский рынок демонстрирует тренд роста цифровых телевизионных домохозяйств. Топ-6 местных провайдеров в сумме увеличили свои базы на 9,44 млн подписчиков за последние 7 лет.
Возвращаясь к другим данным Multiscreen Index... В отчете отмечается, что 60% исследуемых операторов в настоящий момент предоставляют свои услуги сразу на нескольких экранах, то есть не только на телевизоре, но и на смартфонах, планшетах и других "подключаемых" устройствах.
"Операторы платного ТВ представляют multiscreen-предложения, чтобы быть во главе конкуренции с новыми онлайн видео-сервисами, действующими по подписочной модели, — говорит доктор Уильям Купер, основатель и глава Informitv. — Наше исследование показало, что на рынке наблюдается возрастающая тенденция по доставке сервисов на несколько экранов, начиная от смартфонов, заканчивая "умными" телевизорами".
Также Купер особо выделяет, что "вопреки распространенному мнению о снижении числа традиционных телевизионных подписок, Multiscreen Index демонстрирует, что их количество во всем мире растет, особенно на развивающихся рынках".
Взять, к примеру, Азиатско-Тихоокеанский регион, который продемонстрировал грандиозный рост — только за последние три месяца 2013 года база абонентов платного ТВ здесь выросла на 1,63 млн. И это не считая главных операторов Китая и Индии, которые не раскрывают данные по своим абонентским базам. Также существенный рост отмечается в Латинской Америке, России и Восточной Европе.
Аналитик компании iKS-Consulting Елена Крылова не совсем согласна с утверждениями зарубежных коллег, по крайней мере по российскому рынку. По ее словам, в нашей стране рост рынка платного ТВ, конечно, наблюдается, но уже не такой интенсивный, как в прошлые годы. К примеру, по итогам 2013 года он составил 10%, а в перспективе 2018 года снизится до отметки 2%. "По нашим прогнозам, через 5-7 лет интенсивный рост рынка платного ТВ в России прекратится", - говорит Елена.
Также она отмечает, что текущий рост обеспечивается в основном спутниковыми и IPTV-операторами. Кабельный сектор из-за оттока базы, который в 2013 году показал МТС, практически не вырос — всего на 0,6%. "Крупные кабельные операторы в прошлом году выросли в среднем на 5%, при этом МТС за аналогичный период снизил свои показатели на 11% (согласно отчетности компании). Это связано с программой "Мобильных ТелеСистем" по переводу своих абонентов с аналогового ТВ на цифровое. Далеко не все пользователи оказались готовы к этому, что вылилось для МТС в отток базы. Таким образом рост остальных кабельных операторов был нивелирован за счет оттока базы у МТС", - комментирует Елена Крылова.
Что касается multiscreen-услуг, то по мнению аналитика iKS-Consulting, для российского рынка эта тема станет актуальной и привлечет массовую аудиторию в перспективе двух лет. При этом уже в 2014 году большинство крупных игроков предложит рынку подобные сервисы, а в 2015 году их преимущества оценят зрители. Пока же о востребованности multiscreen в России говорить рано. "iKS-Consulting недавно проводил опрос, согласно которому лишь порядка 30% зрителей потенциально занитересовано в многоэкранном телесмотрении, при этом никто из них не готов за такую услугу платить, разве что стоимость multiscreen'а будет включена в общую стоимость предложения оператора", - отмечает Елена. На ее взгляд, в нашей стране спрос на мультиэкранное телесмотрение только формируется, но потенциально, это успешное предложение, поскольку пользователи уже сейчас смотрят видео-контент в среднем на 2 устройствах.
Помимо iKS-Consulting, "Кабельщик" попросил покомментировать исследование Informitv аналитическое агентство J'son & Partners Consulting. "Рост онлайн-аудитории видеосмотрения при одновременном росте числа подписчиков платного телевидения обусловлен спецификой потребления и характером смотрения. На сегодняшний день в России платное ТВ — это в большей степени линейное смотрение каналов, а онлайн (ОТТ) — просмотр отдельного видео по запросу, хотя происходит активное смешивание способов смотрения.
В глобальном смысле тренды схожи. Рост числа подписчиков платного телевидения происходит в первую очередь за счет стран Азии, СНГ, Латинской Америки в то время как в Европе и Северной Америке наблюдается стабилизация, а в отдельных странах и стагнация (что подтверждается цифрами комментируемого исследования.)
По данным J’son & Partners Consulting число подписчиков платного ТВ в России по итогам 2013 года составило 35,1 млн домохозяйств, проникновение эквивалентно 64%. Рост абонентской базы будет продолжаться: прогноз на 2018 год — 40,9 млн домохозяйств и 75%-ное проникновение", - поделился Александр Гадалов, руководитель направления ТВ и медиапроектов J’son & Partners Consulting.
Также он прокомментировал прогноз по развитию multiscreen-решений. "У западных операторов multiscreen-решения получили более широкое развитие и распространение вплоть до формирования отдельного продукта, как у Verizon сервис Instant. В России multiscreen в большей степени развивается усилиями онлайн-кинотеатров, таких как IVI, Tvigle, Play, Megogo.
Уже сейчас multiscreen-решения пользуются у нас популярностью. Об этом говорит структура смотрения на рынке ОТТ, где среди всех платных и рекламных сервисов доля connected tv составляет 27%, mobile — 12%", - рассказал Александр.
По части операторского multiscreen, Александр Гадалов оказался солидарен с мнением Елены Крыловой — данный сектор получит массовое развитие в ближайшие пару лет.