Сусанна Альперина: онлайн-кинотеатры снимают даже больше, чем зритель может позволить себе посмотреть

28-29 февраля в рамках форума-выставки CSTB.PRO.MEDIA пройдет Третий фестиваль художественного контента стриминговых платформ Original+. Здесь видеосервисы знакомят профессиональную аудиторию с самыми ожидаемыми проектами в различных жанрах. Об особенностях фестиваля, нововведениях в программе и о том, как в целом развивается рынок онлайн-кинотеатров в России, рассказала журналист и программный директор Original+ Сусанна Альперина.

Кабельщик: Как, на ваш взгляд, развивается рынок онлайн-кинотеатров в нашей стране? 

С. Альперина: Если одним словом, то интенсивно. Гораздо интенсивнее, чем раньше можно было предположить. Когда я делала первый фестиваль, сомневалась, что хватит онлайн-кинотеатров на второй, мне казалось, что некоторые закроются, произойдут слияния. В итоге за столько лет произошло лишь одно слияние, и то спустя год — это more.tv и Wink. А так, количество онлайн-кинотеатров, и стримингов в целом, только возросло. 

Во-вторых, появилось очень много контента: больше, чем мы могли себе представить. Снимают как игровые, так и документальные фильмы, сериалы. Мы даже сделали фестиваль отдельно для документального контента стриминговых платформ, который прошел прошлым летом, — Original+ Doc. Впервые такой провели, и в этом году его также планируем. Видеосервисы наснимали столько, что хватит еще не на одно мероприятие.

К.: С чем, на ваш взгляд, вызван такой бум производства?

С. Альперина: С одной стороны, он вызван уходом западных платформ и контента тех стран, которые теперь стали недружественными. К фильмам и сериалам из новых, дружественных стран мы еще не привыкли. По крайней мере, сейчас нет ощущения, что именно они заменили ушедшие с российского рынка проекты.

Хотя в прошлом году на фестивале Original+ мы сделали очень интересный круглый стол, где эксперты рассказывали, как проекты из Индии, Турции, ОАЭ и других восточных стран заходят на наш рынок стримингов. Планируем продолжить работу в этом направлении — есть идеи. 

Помимо этого, есть спрос на все российское, ну и, конечно, есть возможности. В 2022 году предрекали, что люди вообще ничего смотреть не будут, потому что уйдет оборудование, не на что будет снимать, на площадке не будет камер и прочее. Но прогнозы не оправдались, и сейчас онлайн-кинотеатры снимают даже больше, чем зритель может позволить себе посмотреть. В такой ситуации возросла роль кураторов, ориентиров, и наш фестиваль играет роль такого гида. 

К.: В 2024 году вы проводите фестиваль Original+ уже третий раз. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своем опыте — от идеи его проведения до реализации. 

С. Альперина: Да, фестиваль Original+ мы проводим в третий раз. При создании первого я ориентировалась на фестиваль стриминговых сервисов в Монако. В 2021 году я обратила на него внимание, нашла партнера в лице CSTB, и уже в 2022 году мы провели первое мероприятие, но в довольно закрытом, деловом режиме. В то время, как вы помните, было совсем не до развлечений. Нас поддержал Институт развития интернета, что ценно.

На фестивале все проекты показываются впервые — это обязательное условие. Еще один наш принцип — все сервисы равны, то есть мы никого не выделяем. Это честная конкуренция. 

Мероприятие, где собралась индустрия, оказалось довольно удачным. Тогда победил проект "1703″ (Okko), были показаны такие яркие проекты, как "Стая" (more.tv), "Меньшее зло" (Kion), "Жиза" (Start) и другие — не менее хорошие. Из документальных вошел "Эльбрус. Точка невозврата" (Иви), который потом получил приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения и был назван лучшим документальным сериалом года. За каждым проектом, который отбираем на фестиваль, мы следим, радуемся его успехам, фиксируем, где выходит и на какие премии подается.

В прошлом году, в марте, мы провели второй фестиваль. По сравнению с первым, он расширился: больше людей, пиара и рекламы. В этот раз победил проект "Актрисы" ("Кинопоиск"). Второе место как по зрительским предпочтениям, так и по предпочтениям жюри занял "Плейлист волонтера" (Okko). На фестивале были показаны "Бэби-тур" (Kion), который также получил хорошие оценки критиков, "Дело о пропавшей деревне" ("Иви") и другие проекты. Но мы фокусировались конкретно на игровых фильмах и сериалах, потому что я уже знала, что летом будут документальные.

К.: Почему решили вынести смотр документальных картин в отдельное мероприятие?

С. Альперина: Здесь я также взяла в пример модель из международного опыта — Каннского фестиваля сериалов. Его организаторы подметили тенденцию, что выпускается много документального контента, поэтому вынесли его в отдельную секцию. Я поняла, что в России сегодня тоже много таких проектов. Мы нашли очень хороших партнеров — "Москва Фест", которые выстроили прекрасный павильон в Парке Культуры им. Горького. Там мы и показывали проекты. Здесь мы себя даже не ограничивали: если на Original+ мы берем по одному проекту, то тут — по 2-3. Тогда победил Okko с "Историей российских компьютерных игр", еще были показаны такие документальные проекты, как "Алексей Балабанов. Послесловие..." (Kino1TV), "Медведева VS Медведева" (Kino1TV), "Челюскин. Первые" (Wink) и другие.

К.: Чем Original+ в этом году будет отличаться от фестивалей прошлого года?

С. Альперина: Во-первых, мы еще больше расширились: добавились новые игроки, такие как VK Video, Rutube (он был летом на Original+Doc, но на стриминге начали снимать еще и сериалы), "Одноклассники". 

Во-вторых, мы сделали номинацию "Шоу". Их снимают, конечно, еще не все, некоторые только идут в этом направлении, а у других, наоборот, уже есть несколько таких проектов. Поэтому программа собрана.

В-третьих, в этот раз у нас не будет круглых столов, потому что собралось больше контента, чем ожидали. Будем в основном смотреть. Однако еще одним нововведением станут нано-презентации перед показом. В рамках деловой программы каждый стриминг перед тем, как представить свой конкурсный проект, делает небольшую презентацию, в которой рассказывает, какие фильмы и сериалы планируются в ближайшее время. Придумано такое именно потому, что сейчас у всех очень много новинок. 

Еще в этом году у нас увеличилось число партнеров. Все стриминги получили от нас предложение о сотрудничестве, и часть из них вошли в работу фестиваля, как партнеры. Так они помогают организовать фестиваль для себя самих же.

Фестиваль с каждым разом расширяется. Возможно в следующем году у нас будет площадка побольше, потому что уже в прошлом году она не вмещала всех желающих.

К.: У Original+ каждый раз меняется состав жюри. Кто судить будет в этот году?

С. Альперина: У нас с прошлого года два независимых жюри, которые выносят свои оценки: в одну входят профессионалы (каждый раз это серьезные игроки отрасли) и один кинокритик, в другую — СМИ и телеграм-каналы. 

В этом году в экспертное жюри вошли генеральный директор и главный продюсер "Амедиа-продакшн" Вадим Соколовский, режиссер Евгений Сангаджиев, актриса Анна Котова, актер Сергей Марин, руководитель отдела российского контента в редакции "Кинопоиска" Ольга Белик.

От жюри СМИ выбирать победителей будут Илона Егиазарова (председатель жюри, главный редактор "Вокруг ТВ"), Николай Корнацкий ("Ведомости"), Вера Цветкова ("Независимая газета"), Денис Корсаков ("Комсомольская правда") и Анонимный ТГ-канал "Русское кино в топе"

К.: Какие номинации представлены на фестивале?

С. Альперина: Среди номинаций: самый оригинальный проект, самый ожидаемый проект, самая оригинальная режиссура, операторская работа, оригинальные актер, актриса. Также есть ряд спецпризов, например Актерская гильдия вручает приз за лучший подбор ансамбля. 

Приз за самый оригинальный эксперимент с контентом вручается только на нашем фестивале. Для этой номинации мы следим за дальнейшей судьбой проектов, например, где-то по мотивам сериала открылась парикмахерская или издана книга, где-то состоялась необычная премьера, оборудовали ресторан и так далее. Еще у нас есть спецприз за самую оригинальную коллаборацию: смотрим кто с кем сотрудничает.

К.: Чем выделяется Original+ среди других фестивалей контента стриминговых платформ?

С. Альперина: В России сейчас проходят три фестиваля, посвященные работе онлайн-кинотеатров, и все очень удачно разместились по времени: наш фестиваль проходит весной, второй — летом, третий — осенью. Но что важно — сейчас столько снимают, что контента хватает на все. Каждый делает мероприятие со своей точки зрения, и это получается очень интересно. 

В прошлом году "РИА Новости" написали про Original+, что это "фестиваль, который создает тренды". На самом деле это действительно так, и нам очень хочется быть таковыми. Мы, в принципе, первые провели первое подобное мероприятие только для стримингов, и каждый раз стараемся придумать что-то необычное и создать тренд. Более того, сейчас за нами пошли другие фестивали, которые рассматривают документальные сериалы, что приятно на самом деле.

К.: Какие тренды вы бы выделили сейчас?

С. Альперина: Я бы отметила такую тенденцию: контент онлайн-кинотеатров массово появляется на телевидении, а оно, в свою очередь, с удовольствием это принимает. "Цербер" (Premier), "Плакса" (Wink), "Союз Спасения" (Kion) и другие — они все сначала появились на платформах и только потом на каналах. 

К.: Сейчас мы наблюдаем бОльшую свободу в ОТТ-сериалах, нежели телевизионных. Как вы думаете, так и будет продолжаться, или стриминги тоже начнут прижимать законами?

С. Альперина: Свобода на стримингах в условиях сегодняшнего дня также вещь относительная. Мы знаем несколько сериалов, которые так и не вышли, начиная с "Горемык" (Premier) и заканчивая "Товарищем майором"(Kion). Как сказала топ-менеджер Софья Митрофанова в отношении "Горемык": сейчас не время. Жанр сатиры невозможен. Но должна вам сказать, что стриминги все легально работают в поле 18+. Обычно делаются две версии фильмов и сериалов с возрастным цензом. например одна с нецензурной лексикой, другая — без (для аудитории 12+, 16+).

К.: Чего, на ваш взгляд, не хватает в современном сериальном производстве? Может, качественных сценариев, новых лиц и так далее?

С. Альперина: Я думаю, пока страна находится в такой геополитической ситуации, есть ряд тем, на которые не говорят. Но тем не менее, уже в этом году мы видим большой наплыв патриотического контента. Если говорить о новых лицах и сценаристах, то сейчас очень большой выбор. Даже при том, что стриминги снимают очень много контента, все желающие все равно не вмещаются со своими проектами.

Другое дело, что у нас очень много повторений: кто-то один берется за тему, и все следом начинают снимать. Взять к примеру проекты о музыкальных группах. Вот у нас уже и "Король и шут", и "Комбинация", и "Песняры" — все пошли в этом направлении и остановится не могут. Еще одно направление — сказки и фэнтези. Их популярность среди площадок, думаю, вызвано несколькими причинами: с одной стороны — возможность высказать то, что никак иначе не скажешь, с другой — новые возможности в плане искусственного интеллекта.

К.: В прошлом году ожидалось, что должен произойти бум восточного контента. Однако по информации РБК в 2023 году доля интереса к турецкому контенту от общего проявленного интереса аудитории ко всем сериалам составляла около 8%, корейскому — 3,2%. Почему, на ваш взгляд, этот контент не "зацепил" наших зрителей?

С. Альперина: Я бы поспорила с этой статистикой. Честно говоря, мне кажется там исследование не доведено до конца, потому что доля интереса к турецкому контенту очень высокая. Я знаю СМИ, которые специально нанимают уже на работу критиков, делающих обзоры по турецкому контенту. Их сериалы такие "залипучие", по себе это знаю. Они используют все средства, чтобы подсадить зрителя на сериал. Этот контент очень пришелся по вкусу определенной части российской аудитории. Более того, если посмотреть рейтинг "Кинопоиска", в топ-10 популярных сериалов попали "Постучись в мою дверь" и "Зимородок", который переходит с канала на канал и собирает огромную аудиторию.

Тоже самое и с корейским контентом. У нас есть канал "Дорама", и я недавно разговаривала с его представителем, по словам которого канал процветает. Это связано с тем, что у дорам есть своя аудитория поклонников, в том числе и в нашей стране, которая растет и растет.

К.: К контенту каких стран в перспективе могут присмотреться онлайн-кинотеатры?

С. Альперина: Например, индийский, латино-американский, израильский, китайский, арабский, — все это имеет очень большое развитие.

К.: Спасибо за беседу! В завершение можете назвать свой личный топ проектов за последний год?

С. Альперина: Самыми удачными сериалами года, на мой взгляд, стали "Лада Голд" ("Иви"), "Слово пацана" (Wink, Start), "Балет" (Wink). Еще мне понравились "Библиотекарь" (more.tv, Wink), "Убить Риту" (Premier) и другие. Регулярно в конце года публикую свой выбор в социальных сетях и в "Российской газете". Кстати, она — соорганизатор фестиваля. И с момента проведения фестиваля документального контента стриминговых платформ к нашей команде присоединилась студия "Красный квадрат", и мы очень ценим это сотрудничество.


Source URL: https://www.cableman.ru/article/susanna-alperina-onlain-kinoteatry-snimayut-dazhe-bolshe-chem-zritel-mozhet-pozvolit-sebe