Ответ аналитикам

Денис Рычка 22.04.2015
Недавно аналитики J’son & Partners Consulting представили рынку исследование телекоммуникационной российской отрасли на 2015 год. Спорить с ними не буду по причине того, что агентство располагает гораздо большим количеством цифр и фактов. В целом, соглашусь со многими приведенными выводами. Все правильно: низкая эластичность спроса на услуги связи, высокая доля импорта в капзатратах, низкий уровень экспортоориентированности, трудности с реализацией инвестпрограмм в случае ухудшения макроэкономической ситуации и т. д. С подобными явлениями столкнулись уже многие коллеги. 
 
Однако некоторые моменты все же хочется прокомментировать, опираясь не столько на цифры, сколько на опыт и понимание ситуации. Например, падение ARPU мне видится не совсем очевидным явлением текущего года. Напротив, многие операторы, возможно, будут изыскивать новые способы удержания и привлечения клиентов при сохранении текущего ARPU. Это может быть рассрочка при покупке оборудования (на примере "Акадо Телеком") или, скажем, продвижение пакетных сервисов, специальных предложений или дополнительных сервисов. Эффективная маркетинговая политика поможет оператору продержаться без изменения тарифных планов в большую или меньшую сторону довольно долго. Демпинг рынку не нужен, дабы не удешевлять и без того недорогие услуги, не стимулировать появление продуктов низкого качества и не снижать конкуренцию. Мы помним, как небезывестный оператор спутникового телевидения привлекал клиентов смешными ценами на свои услуги, а в начале текущего года все-таки объявил о повышении тарифов до рыночного уровня. Но создаваемый им на протяжении нескольких лет дисбаланс все-таки уменьшил ценность тематического телевизионного продукта для многих потребителей. И сейчас некоторые до сих пор думают, что качественный иностранный телевизионный контент можно купить на целый год по цене ниже 1 тысячи рублей. 
 
Насыщение рынка некоторыми сервисами, о котором говорят аналитики, тоже нельзя назвать абсолютным. Это утверждение логично при условии конкретизации: какого именно рынка и каких именно сервисов? Если говорить о столичном рынке телекоммуникационных услуг или рынке Санкт-Петербурга, то насыщение или даже пресыщение имеет место быть. Клиент мегаполиса, действительно, избалован и требователен. Его финансовая состоятельность и заинтересованность в новых сервисах будет побуждать операторов разрабатывать новые интересные предложения как в сегменте ШПД, так и в сегменте платного телевидения, например OTT-сервисы. Сегодня они представлены в перечне услуг многих провайдеров. В отличие от двух столиц многие регионы пока только осваивают цифровое телевидение. Я думаю, "цифра" будет активно развиваться, в том числе за счет IPTV. Пример Екатеринбурга, где присутствует "Акадо Телеком", это подтверждает. Здесь рост абонентской базы по IPTV за 6 месяцев 2014 года составил 95%. То же самое можно сказать и об интернете. В 21 веке в России до сих пор есть малоосвоенные и труднопроходимые территории, где прокладывать кабель экономически невыгодно. Да и некоторые инициативы, например, об ограничении количества лицензий на оказание услуги ШПД в рамках одного региона, прозвучавшие в прошлом году от одного из игроков рынка, могут охладить пыл. Решение, возможно, придет со стороны беспроводных технологий или мобильного интернета. Однако это не просто: есть проблема качества сигнала, идентификации абонентов и т. д. В любом случае о насыщении рынка услуг говорить пока рано, по крайней мере о равномерном насыщении. Ведь не зря же правительство поставило целью искоренить цифровое неравенство.
 
Если бы речь не шла о ближайшей перспективе, я бы осмелился предположить сокращение доли импорта. Но несмотря на безусловное наличие профессионалов со светлыми головами и золотыми руками возрождать отечественное производство и выводить его на конкурентный уровень придется еще долго. Кто знает, может, нынешний кризис заставит нас поменять ориентиры, и мы хотя бы частично избавимся от импортной зависимости. 
 
Радует, что авторитетное агентство прочит отрасли отсутствие серьезных финансовых проблем. Это значит, что год пройдет без существенных потрясений, и нам удастся реализовать намеченные планы или мобилизовать свои силы и придумать что-то новое.

Об авторе

Денис Рычка
Руководитель пресс-службы ГК "Акадо"