Тюмень: добро пожаловать или вход запрещен

28.03.2012 18:39

От кабельных операторов Тюмени требуют демонтировать линии связи с опор освещения и перенести их в канализацию Ростелекома. Ситуация была бы стандартной, если бы операторы не получили отказ от «колодезного монополиста».

Все началось 13 декабря 2007 года, когда Глава Администрации города Тюмени издал распоряжение N320-РГ «О размещении волоконно-оптических линий связи». Целью этого распоряжения было: «упорядочение размещения воздушных линий связи на объектах муниципальной собственности города Тюмени, учета максимально допустимых нагрузок сетей связи на опоры (мачты) освещения, опоры контактной сети, а также улучшения внешнего вида города». В первом пункте значилось: «Прекратить с 01.01.2008 размещение волоконно-оптических линий связи на объектах муниципальной собственности города Тюмени».Чуть позже 2 октября 2008 года постановлением органов местной законодательной власти был утвержден «Порядок использования линейно-кабельных сооружений города Тюмени». В соответствии с утвержденным порядком, размещение волоконно-оптического кабеля связи на опорах стало возможно при заключении соответствующих договоров. Такие договора должны были быть заключены после проведения МУ «Комитет по информатизации и связи города Тюмени» соответствующего конкурса ...но в период с 2008 по 2011 годы ни одного такого конкурса проведено не было!
 
12 января 2010 года на совещании в администрации города Тюмени по вопросу «О размещении волоконно-оптических линий связи в городе Тюмени», было принято решение демонтировать ВОЛС со столбов. Лишив других операторов возможности легально размещать свой кабель на уличных опорах, местные власти предложили им сомнительную альтернативу — воспользоваться канализационными каналами ОАО «Уралсвязьинформ» (с 01.04.2011 — входит в ОАО «Ростелеком», прим. ред.) — доминирующего владельца подобной инфраструктуры в городе. Но «Ростелеком» такой же игрок рынка многоканального телевидения и интернет, как и другие операторы, а проводить собственные сети в канализации конкурента не только невыгодно, но и рискованно.
 
На том же совещании было принято решение «Рекомендовать пересмотреть условия подготовки и выдачи технических условий и разрешений на размещение волоконно-оптического кабеля других операторов связи в кабельной канализации ОАО «Уралсвязьинформ». К рекомендациям Уралсвязьинформ не прислушался, и операторы в подавляющем большинстве обратившиеся за выдачей ТУ так и не смогли договориться с монополистом о размещении своего кабеля.
 
Несмотря на неоднозначность ситуации с точки зрения антимонопольного законодательства, Администрация города Тюмени тогда же, 12 января 2010 года, установила срок окончания демонтажа ВОЛС 8 марта, т.е. на согласование переноса линий во владения ОАО «Уралсвязьинформ» и сами работы операторам отводилось менее двух месяцев. Операторы в такие сроки уложиться не могли, что и повлекло за собой череду судебных разбирательств.
 
4 марта 2010 года Арбитражный суд Тюменской области вынес решение по Делу № А70-13699/2009, которым обязал ЗАО «Национальные мультисервисные сети» осуществить демонтаж волоконно-оптических линий связи, проложенных на муниципальных опорах наружного освещения. В случае невыполнения ответчиком решения суда, истец имеет право осуществить демонтаж ВОЛС своими силами (в этом случае ответчик должен будет восполнить затраты). Истцом выступила Администрация города Тюмени. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О связи», организации связи по договору с собственником или иным владельцем опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. Опоры наружного освещения на праве собственности принадлежат муниципальному образованию городской администрации. Договора о размещении ВОЛС на опорах наружного освещения между истцом и ответчиком не было, так что, по мнению истца, ответчик использовал их незаконно.
 
Компания ЗАО «Национальные мультисервисные сети» предложила истцу мировое соглашение с целью отодвинуть сроки переноса ВОЛС под землю. Началось согласование прокладки кабеля в канализации ОАО «Ростелеком», подготовка проектной документации для прокладка линий связи по планируемым к выдаче техническим условиям для переключение узлов на новую схему связи и последующего демонтажа кабеля на опорах освещения. Все эти мероприятия должны были завершиться к 31 декабря 2012 года. Но 15 ноября 2011 года Администрация Тюмени попросила возбудить исполнительное производство по иску к ЗАО «Национальные мультисервисные сети». 22 октября судебный пристав потребовал до 30 ноября 2011 года осуществить демонтаж ВОЛС, проложенных на муниципальных опорах наружного освещения. Но, несмотря на это, суд утвердил мировые соглашения между Администрацией города Тюмени и компаниями ЗАО «Компания «Эр-Телеком», ЗАО «Русская компания», ООО «Комтел» и ОАО «Вымпелком».
 
И только благодаря усилиям Ассоциации операторов связи Тюменской области (АОСТО), которая представляла интересы операторов в администрации города Тюмени — суд в конце 2011 — начале 2012 года утвердил мировые соглашения с отсрочкой между Администрацией города Тюмени и компаниями ЗАО «Национальные мультисервисные сети», ЗАО «Русская компания»,  ООО «Стройсвязьсервис» и ОАО «Вымпелком».
 
Подобные иски со стороны администрации были в 2009 году поданы по отношению ко всем операторам КТВ города Тюмени и удовлетворены в суде. Оператор ООО «СтройСвязьСервис» для доказательства законности использования столбов привел договор о взаимном сотрудничестве в области эксплуатации волоконно-оптической линии связи, заключенный с муниципальным учреждением «Тюменское городское имущественное казначейство» 22 июля 2004 года. Но суд счел его несостоятельным, в связи с истечением срока действия. ООО «СтройСвязьСервис» подало кассационную жалобу, но 1 марта 2010 года суд ее отклонил. Получилось, что и этот оператор использовал столбы для размещения ВОЛС незаконно, несмотря на Разрешение на эксплуатацию сооружения связи, ранее выданное Россвязькомнадзором.
 
Компания ООО «Стройдом» работала по условиям Соглашения о совместной деятельности по развитию транспортной сети связи на территории города Тюмени от 14.05.2007, которое было подписано Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (и заключалось на 25 лет). Суд посчитал, что это соглашение относится к непоименованным договорам, предметом которого является предоставление за плату муниципального имущества для проведения работ по разработке проекта прокладки волоконно-оптической линии связи, по производству строительно-монтажных работ по прокладке волоконно-оптической линии связи в целях развития транспортной сети связи на основе волоконно-оптического кабеля на территории города Тюмени. За использование опор ООО «Стройдом» предоставило муниципальному образованию городской округ Тюмень в бессрочное безвозмездное пользование одну пару волокон волоконно-оптического кабеля. Сославшись на п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 606, суд счел Соглашение с Департаментом имущественных отношений не заключенным. Основанием для этого стал тот факт, что, по мнению суда, стороны не согласовали предмет соглашения и «не указали индивидуализирующие признаки имущества (опоры воздушных линий электропередач, их напряженность, протяженность, адрес)», которые передаются по соглашению для целей Соглашения. Исходя из этого, получилось, что и размещение ВОЛС компания «Стройдом» произвела незаконно.
 
Компания «Стройдом» и другие операторы также производили выплаты вплоть до 2012 года по подобным Договорам на использование опор контактной сети троллейбусов для подвешивания кабеля, заключенному с ОАО «Тюменское троллейбусное предприятие». При этом данные опоры просто методично демонтировались при реконструкциях улиц в связи с прекращением троллейбусного движения в городе Тюмени.
 
Последний установленный Департаментом городского хозяйства срок демонтажа ВОЛС назначен на 14 апреля 2012 года. Несмотря на попытки закопать кабели под землю, муниципалитет даже не предоставляет операторам канализационную инфраструктуру. Канализационный монополист, в свою очередь, отвечает операторам отказом. Вот и получается, что «Ростелеком» — единственная компания, которой играют на руку массовые переносы ВОЛС в канализацию. Стоит отметить, что случай в Тюмени далеко не единственный. Ранее, в ряде городов республики Татарстан местные власти стали выдвигать те же требования владельцам «воздушных» ВОЛС и, что характерно, из этой истории тоже «торчат уши» Ростелекома. Сам факт того, что давление на операторов начинает не федеральный или региональный регулирующий орган, а местные власти (при этом фактическим выгодоприобретателем является одна конкретная компания), указывает не на скоординированную государственную политику в размещении ВОЛС, а скорее — на нерыночные способы ведения конкурентной борьбы в отдельно взятых регионах.
 
Тему комментирует советник по юридическим вопросам АКТР Елена Гультяева:
Для правомерного размещения воздушных линий связи, у оператора должен быть проект сети, согласованный со всеми собственниками зданий и опор, и разрешение на эксплуатацию сети, согласованное с Роскомнадзором — эти документы основные. Если они есть, то нужен договор с собственниками зданий и сооружений, на которых размещается сеть. Если исходить из того, что сеть тюменских операторов построена с учетом всех этих требований, то никто ничего им сказать не может. Тем более что местные власти не могут подменять собой Роскомнадзор.
 
Редакция «Кабельщика» располагает объемным пакетом документов по всем описанным эпизодам.
UPDATE: Редакция «Кабельщика»  благодарит Сергея Ермошина, управляющего партнера компании «Метросеть» (Нижневартовск) за уточнения в тексте статьи.

Об авторе

Влас Бабинец
Корреспондент в «Кабельщик»
Алексей Бырдин