Специфическая дистрибуция федеральных каналов

19.06.2014 16:50

"Кабельщик" регулярно пишет о рынках ближайших соседей – прежде всего, Украины, Беларуси и, конечно же, Казахстана. Есть проблемы общие для всех, но есть и специфические, характерные для отдельных регионов. Казахстанский кабельный рынок изобилует как первыми, так и вторыми. И отечественные (российские) вещатели дружно подливают масла в этот огонь…

В последние годы в Республике Казахстан сложилась весьма странная ситуация с предоставлением кабельным операторам прав на ретрансляцию российских телеканалов федерального значения. Исторически сложилось так, что российские телеканалы, включая федеральные, беспрепятственно и практически бесплатно вещали на территории Казахстана. С развитием российского рынка телевидения и появлением большого количества телеканалов в открытом доступе казахстанский рынок кабельного телевидения также стал активно развиваться.
 
Требование монетизации контента со стороны телеканалов и помогающее им в этом законодательство об авторском праве сформировали в Казахстане институт дистрибуторства. В целом, очень рыночный и цивилизованный механизм, работающий во всех странах мира. Однако в Казахстане, несмотря на довольно оптимистичное начало, развитие рынка дистрибуции контента пошло несколько по другому пути, наверное, очень характерному для рынка, на котором доминирует один крупный кабельный оператор, формирующий и диктующий определенные правила игры и обладающий большим влиянием в сфере.
 
В настоящее время в Казахстане рынок дистрибуции контента представлен несколькими компаниями, представляющими интерес множества иностранных телеканалов. Интересы российских федеральных телеканалов представляют две организации, причем следует отметить, что право распространения федеральных каналов предоставлено данным двум дистрибьюторам на безальтернативной основе. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, продемонстрируем взаимосвязь телеканалов и дистрибьюторов в схематичной форме:
 
Eurasia Meida Distribution
Казахстанский центр ТВ
Телеканалы ВГТРК – "РТР Планета", "Россия 24", "Россия К"
НТВ
РЕН ТВ
ТВЦ Интернешнл
Первый канал СНГ
Телеканалы "Цифрового телесемейства
 
 
 
 
Наличие эксклюзивности у этих дистрибьюторов позволило, по сути, монополизировать рынок, доминируя и диктуя за права ту цену, которую им хотелось бы назначить. Результатом подобного положения дел стала весьма агрессивная и неприемлемая политика в отношении операторов.
 
В целом политику в отношении кабельных операторов можно выразить в следующей схеме:
 
 
Эта схема состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на общую цель – вынуждение оператора к заключению невыгодного и кабального договора с дистрибьютором. 
 
Более детально ее можно описать следующим образом.
 
Компонент 1. Дистрибьюторы устанавливают необоснованную и неадекватную цену на телеканалы. Ценообразование на телеканалы никак не коррелирует с ключевыми экономическими показателями операторов – ARPU, CPS и т.д. В результате спекулятивная цена на федеральные телеканалы для отдельных операторов может отличаться от исходной на 400-500%. Такая ситуация, к примеру, произошла с кабельным оператором ТОО "АксайСетьСервис", который получил в этом году от дистрибьютора, представляющего "Первый канал СНГ", предложение на заключение договора по цене - 4$ (720 тенге) при ARPU в расчете на 1 абонента – 5$ (900 тенге).
 
Таких примеров можно привести множество, особенно если учитывать так называемое пакетирование телеканалов. Это ситуация, когда цена на телеканалы всецело зависит от их количества в составе пакета, который формируется на основе российских федеральных телеканалов с обязательным навязыванием в его состав других, менее рейтинговых. Тем самым федеральные каналы распространяются на территории Казахстана с "принудительным ассортиментом", что относится к недобросовестной конкуренцией и запрещено законодательством. 
 
Компонент 2. Предоставленная эксклюзивность используется в качестве инструмента организации гонений и уголовных преследований со стороны правоохранительных органов. Искусственно создавая такой "ценовой прессинг", дистрибьютор провоцирует операторов, не способных оплачивать права за ретрансляцию, к вещанию без заключения договоров – это происходит с молчаливого согласия дистрибуторов и продолжается в течение какого-то времени. Потом в качестве "аргумента для сотрудничества" дистрибьютор использует обращение в правоохранительные органы с требованием возбудить в отношении операторов уголовные дела в связи с нарушением авторских прав. В результате операторы из-за угрозы быть привлеченными к уголовной ответственности принуждаются к заключению кабальных и не выгодных для себя договоров на ретрансляцию.
 
 
Компонент 3. Отсутствие альтернативы и отказ российских правообладателей в заключении прямых договоров. Последним компонентом в этой схеме являются сами правообладатели в лице федеральных телеканалов, которые замыкают эту цепь. Им отводится очень простая роль – отказывать частным обращениям операторов, перенаправляя их казахстанским дистрибьюторам. Используемая аргументация при этом весьма разнообразна – от красноречивых заверений в политике компании в сфере дистрибуции до примитивного игнорирования обращения операторов.
 
В свою очередь ориентированность федеральных телеканалов на одного единственного представителя в таком большом регионе как Казахстан, вызывает как минимум недоумение. Российские телеканалы, участвуя в реализации данной схемы, на мой взгляд, не достигают ни цели увеличения денежной выручки, ни цели расширения информационного присутствия на территории Республики Казахстан.
 
Санкции, применяемые к операторам имеют обратный эффект, поскольку операторы, не желая заключать кабальные договоры, вынуждены отключать российские федеральные СМИ из сетки вещания. Только в текущем году около 10 операторов отказались от услуг дистрибьютора, расторгнув с ними договоры. 
 
Можно было действительно поверить в тот факт, что крупные федеральные каналы России предпочитают работать только с конкретным дистрибьютором, но когда период игнорирования проблемы достигает практически 10 лет, становится очевидным, что ситуация находится вне рамок обычных бизнес-процессов и является следствием влияния латентных факторов.
 
Но помимо этих перекосов описанной схемы взаимоотношения дистрибьюторов с операторами, имеется серьезное законодательное ограничение, которое игнорируется дистрибьюторами и российскими федеральными телеканалами.
 
В настоящее время в Казахстане вопросы ретрансляции телеканалов регулируются законодательством об авторском праве, а также введенным в действие с 2012 г. Закона РК "О телерадиовещании", который представляет собой специализированный нормативный правовой акт, устанавливающий права и обязанности всех участников рынка телерадиовещания, включая кабельных операторов. Вопросы ретрансляции также регулируются данным законом.
 
В этом законе черным по белому записано, что операторы обязаны заключать договоры на ретрансляцию непосредственно с телерадиокомпаниями-правообладателями. То есть в гражданско-правовой оборот введен новый термин "телерадиокомпания-правообладатель", который конкретизирует лицо, правомочное заключать соответствующие договоры на ретрансляцию с кабельным оператором. И ключевым аспектом здесь является тот факт, что лицо, заключающее договоры на ретрансляцию с оператором, должно обладать одновременно двумя видами прав – правом собственности на СМИ и авторским (смежным) правом на телеканал.
 
Соответственно договоры на ретрансляцию должны быть заключены между оператором и телерадиокомпанией-правообладателем, либо между оператором и соответствующим представителем (дистрибьютором, агентом), обладающим, в свою очередь, соответствующими правами собственника и правообладателя телеканала одновременно. Действия операторов при заключении договоров на ретрансляцию с дистрибьюторами, не обладающими одновременными полномочиями собственников и правообладателей, подпадают под действие Кодекса "Об административных правонарушениях" и являются предметом последующей ответственности.
 
Таким образом, изложенные выше факторы свидетельствуют о том, что действующий экономический и организационно-правовой механизм ретрансляции телеканалов на территории Республики Казахстан фактически не легитимен, и ведет к прямым нарушениям норм законодательства. В Республике искусственно создана ситуация безальтернативного владения правами на федеральные телеканалы, которая привела к: 
1) ограничению конкуренции и существенному ухудшению бизнес-климата в сфере кабельного телевидения. Расходы на контент у операторов доведены до критического уровня и являются серьезной угрозой для дальнейшего существования кабельного бизнеса;
2) вынужденной работе операторов и телеканалов в условиях систематического нарушения законодательства и риска привлечения к ответственности;
3) злоупотреблению доминирующим положением, которое проявляется в ценовых манипуляциях, навязыванием невыгодных экономических условий и созданием препятствий для доступа каналов на рынок.
4) дискредитации имиджа и деловой репутации федеральных телеканалов. Нежелание выстраивать диалог с операторами и способствование развитию неправовых и нерыночных отношений, а также передача двум дистрибьюторам безальтернативных эксклюзивных прав стали объектом домыслов и инсинуаций среди операторов, подвергают сомнению служебную беспристрастность и независимость сотрудников федеральных каналов.
5) полному разрушению доверительных и партнерских отношений между операторами и дистрибьюторами, следствием чему является дальнейшая невозможность сотрудничества с дистрибьюторами в решении таких проблемных вопросов как "обеление" абонентской базы, установление взаимовыгодной цены, снятие острых противоречий и разногласий и т.п. При существующей схеме работы диалог перестал быть возможным. 
 
Еще одна деталь, необходимая для понимания масштаба проблемы: по официальным данным уполномоченного государственного органа в сфере телерадиовещания в Республике Казахстан действует более 80 кабельных операторов, из которых 90% являются региональными операторами с территорией, преимущественно ограничивающейся одним населенным пунктом. Предположительно данная группа операторов охватывает телерадиовещанием около половины всех домохозяйств Казахстана. 
 
Я убежден, что сложившаяся ситуация требует незамедлительного поиска приемлемых путей решения проблемы, которые видятся в привлечении максимального внимания к данному вопросу общественности, государственных органов Казахстана и России и прочих институтов власти. С этой целью, а также принимая во внимание тот факт, что неоднократные попытки частных обращений операторов к дистрибьюторам и непосредственно федеральным телеканалам с просьбами об урегулировании существующих проблем заканчивались безрезультатно, региональными кабельными операторами Казахстана была учреждена Ассоциация операторов телерадиовещания Республики Казахстан.
 
Безусловно, первоочередными задачами Ассоциации будут перечисленные выше организационно-правовые и экономические проблемы ретрансляции телеканалов, взаимоотношения с телерадиокомпаниями-правообладателями, а также российскими и казахстанскими дистрибьюторами. Я хотел бы призвать всех участников рынка к совместной работе, выработке единых механизмов взаимодействия, разработке взаимовыгодных ценовых параметров и финансовых условий, которые будут выгодны всем сторонам, а не исключительно определенному кругу лиц, как это происходит в настоящее время. 

Об авторе

Саят Нурахметов
руководитель Ассоциации операторов телерадиовещания Республики Казахстан