16.02.2018 16:48
Редакция "Кабельщика" страшно эгоцентрична – обычно мы стараемся не комментировать публикации наших коллег по цеху. Пожалуй, можно сказать, что мы даже читаем их нечасто – чукча не читатель, чукча писатель. Но реакция в соцсетях на одну занятную колонку, опубликованную нашими коллегами из "Телеспутника", навела нас на мысль, что идея "все идет в ОТТ" не так уж и бесспорна.
Нет, разумеется, мы в редакции категорически не согласны с автором. Более того, есть ощущение, что автор опирается на не вполне корректные данные об окупаемости ОТТ-проектов и их библиотеках. Ну, может, не разобрался человек в логике происходящего – иначе откуда предположения об ожидании ими прихода Netflix или Amazon, которые "внесут в их существование какой-то смысл"?
Собственно, (если вы вдруг не читали колонку) именно к этому ожиданию и сводится весь бизнес российских кинотеатров. Именно это показалось нам довольно обидным, да и не только нам. Там же, в фейсбуке Сергей Зоненлихт (Viasat) вполне определенно высказался по поводу материала: "Такое впечатление, что интервью трёхгодичной давности напечатали только сейчас, или их спикер пробыл последние три года в анабиозе. Кто это вообще и насколько весомо его "мнение"? Netflix никакой уже не спешит в Россию, локализоваться. Потому что, в отличие от спикера, его менеджеры умеют считать перспективу. Тем более, что теперь дорога ему сюда закрыта. Всё "его" сериалы в том или ином виде доступны на разных российских площадках, а репертуар того же IVI уже через годик, гляди, переплюнет каталог любой "Netflix", который тот может выставить на конкретную нашу территорию. Цены и аудитория несопоставимы".
Другие комментарии были не менее критичны к колонке и ее автору (вплоть до перехода на личности), хотя фактологии и доказательств обратного нам немного не хватило. Поэтому и решили мы обратиться к участникам рынка, упомянутым в колонке или внедряющим онлайн-ТВ-проекты. Так сказать, чтобы рассмотреть проблему со всех сторон. Наши изыскания и представляем вашему вниманию.
Иван Гродецкий, генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko:
К сожалению, практически в каждой фразе и в каждом выводе статьи – фактические ошибки, которые говорят только о том, что автор скорее провоцирует непосвященного читателя, нежели владеет темой.
Давайте пройдемся по нескольким тезисам из статьи.
1) "Пока кое-кто только пытается хвастать наличием десятка фильмов в UHD-качестве, Netflix снимает все свои сериалы в 4K" - говорит автор. В библиотеке Okko - больше 60 фильмов в Ultra HD HDR от голливудских мейджоров, еще и с Dolby Atmos, в том числе и самые новые, например, хитовая "Темная башня" по Стивену Кингу.
2) "Проще зайти в приложения смарт ТВ от ТНТ и СТС и смотреть любимые сериалы без регистрации и SMS бесплатно. Без всяких этих надоедливых прерываний на одну и ту же рекламу". В действительности - нет, не проще. Приложения от ТНТ и СТС не так уж легко найти - их нет на первом экране в Смарт ТВ, и контент там с рекламой.
3) Совершенно непонятно, откуда взята гипотеза, что Netflix должен кого-то купить. Лет 7 назад об этом могли думать люди, не посвященные в индустрию, а в 2018 году об этом разговаривать вообще смешно.
Прочие комментарии типа "злые языки говорят", "дотации "мамочки" в стиле классики манипуляции "перестали ли вы пить коньяк по утрам?" всерьез комментировать невозможно.
Можно дальше разбирать статью на предложения, но вернемся к ключевому вопросу – нужны ли российские онлайн-кинотеатры?
Во-первых, онлайн-кинотеатры нужны зрителю. Зрителей уже миллионы. В том числе голосующих рублём за хорошее кино, качество просмотра, удобство и т.д.
Во-вторых, мы наблюдаем интерес двух десятков крупных российских корпораций к этому сегменту рынка. На рынке недавно появились пара новых сервисов, и ближайшее время появится еще несколько игроков.
Интерес к МнА всегда сопровождает такие старты, ведь сделать и раскрутить хороший сервис не так просто. А приобрести успешный безубыточный бизнес – намного менее рискованная стратегия.
Андрей Егоров, директор по развитию бизнеса на массовом рынке Netbynet:
В 2015 году мы начинали с партнерства с онлайн-кинотеатром Megogo. Сегодня на Wifire TV представлен контент четырех онлайн-кинотеатров – ivi, Megogo, Start и Amediateka. Проникновение VOD в абонентскую базу стабильно растет.
Мы согласны с утверждением, что большинство онлайн-кинотеатров сегодня убыточны, но не потому что они никому не интересны - рынок онлайн-видео очень молод, он только сформировался. И не смотря на это, видеосервисы показали лучшую динамику роста в развлекательном сегменте по итогам прошлого года. Это говорит о том, что пользователи привыкают платить за контент. Эту позитивную динамику мы наблюдаем и в сервисе Wifire TV - обе модели (SVOD и TVOD) за последний год показали заметный рост. В сравнении с предыдущим периодом прошлого года – в 1,5 раза.
Рынок онлайн-видео изменился, платная модель обогнала рекламную. Думаем, в ближайшие два года основным драйвером роста станет модель SVOD. Поскольку основная задача онлайн-кинотеатров - отличаться от конкурентов, то основные игроки начнут развивать производство собственного контента по аналогии с западными сервисами.
Эктор Пурисака Айяла, начальник отдела стратегии, развития, слияний и поглощений "Контент Юнион"
Российские онлайн-кинотеатры играют важную для интернета, телевидения и экономики роль: они формируют культуру потребления контента. Более того, благодаря платному контенту онлайн-кинотеатров рынок теперь точно видит, за какой контент зрители готовы платить и за каким контентом возвращаться. Такое невозможно определить, ориентируясь только на рейтинги линейного вещания на платных телеканалах. Здесь онлайн-кинотеатры выступают чётким драйвером развития медиаиндустрии, ориентиром для производителей и дистрибуторов контента, телеканалов. А что касается проектов, развиваемых под крупных инвесторов, у них всегда есть план "Б" в случае, если такой инвестор не появится. Такой план предполагает всё те же увеличение пользователей, продаж, разнообразие контента, поиск эксклюзивных поставщиков и партнёров в России, за рубежом и многое другое. В такой ситуации снова выигрывают все.
Константин Смирнов, директор департамента цифровых продуктов "НТВ-Плюс":
Онлайн-кинотеатры в России действительно развиваются не так быстро, как этого можно было бы ожидать. Но связано это не столько с отсутствием качественного контента, а, скорее, с проблемой пиратства. Дело в том, что правообладатели часто прикладывают недостаточно усилий для защиты контента, перекладывая таким образом борьбу с пиратами на плечи онлайн-кинотеатров и операторов. Что касается актуальности и востребованности контента, то, на мой взгляд, соглашение Амедиатеки с HBO сняло многие вопросы на эту тему. Нам [НТВ Плюс] интересно сотрудничество с онлайн-кинотеатрами, так как это дополняет нашу бизнес-модель и позволяет предложить абоненту "сервис 360°" - доступ к стриминговому телевидению и видео по запросу.
Дмитрий Орехов, исполнительный директор 24часаТВ
Если судить по динамике роста выручки крупнейших российских онлайн-кинотеатров, то совсем не похоже на то, что они никому не нужны. Платная модель в прошедшем году превысила рекламную, и это позитивный индикатор. Причем, если не ошибаюсь, выручка от платной модели у ivi выросла почти на порядок за последние четыре года. Можно констатировать, что постепенно формируется культура потребления легального контента, причем за плату, а не рекламу. То чего не было несколько лет назад. Ограничения на доступ к торрентам, рост проникновения SmartTV благоприятствуют этому. То есть, онлайн-кинотеатры нужны аудитории, а рассматривать основных игроков с точки зрения "откэшатся или нет" их основатели, наверное, не очень корректно.
Мы в "24часаТВ" понимаем, что модель потребления контента меняется. Потребности пользователей смещаются от "слепого" перелистывания каналов к выбору контента по их интересам. Мы создали в ТВ-сервисе каталог телеэфира, реализовали удобный поиск, рекомендации. Интегрировали три онлайн-кинотеатра и ведем работу по интеграции еще с несколькими. То есть, создаем экосистему удобного выбора и потребления практически всего доступного контента.
Кстати, что касается упомянутого в статье Netflix, то они, конечно, не смогли заметно повлиять на рынок в России, однако, считаю, задали высокую планку в плане юзабилити. И мы, развивая наши проекты, не скрою, ориентируемся на них.
Елена Хлебникова, директор по контенту tvzavr
С автором данной колонки вынуждена не согласиться, хотя и очень уважаю. Сейчас онлайн-кинотеатры переходят больше в модель домашнего смотрения. Сервисы никак не конфликтуют с оффлайновым кинотеатрами.
По данным tvzavr, основная аудитория считается семейной. Зачастую у нас сейчас смотрят сериалы, которые не проходят в кинотеатрах, а конкурируют с ТВ. Именно поэтому онлайн-модель потребления растет.
Виктор Чеканов, генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo
Когда рынок интернет-видео является одним из самых быстроарстущих в России и мире (быстрее его растут только пузыри типа "криптов"), слышать о том, что этот рынок никому не нужен - очень странно. Наоборот, сейчас мы видим, что стало очень модным делать онлайн-кинотетары, и буквально все начали запускать такие проекты - и Рамблер, и операторские компании, и крупные медиахолдинги занялись этим. И в этом контексте опубликованный текст звучит как жалобы менеджера, уволившегося из ритейла, который рассказывает ужасы о том, что ритейл умирает, потому что в нем гнилые товары и плохое обслуживание. Если его послушать, то надо закрыть все "Пятерочки" и "Перекрестки", потому что они никому не нужны.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии