Оживление рынка контента

31.01.2014 13:25
Несмотря на ежегодные пессимистические прогнозы и народные волнения в демократическом Египте, рынок контента в 2013 году активно изменялся и даже изрядно подрос. По нашим подсчетам, только на федеральных просторах появилось порядка 25 новых телеканалов, не считая различных местных электронных СМИ разной степени благополучия и ангажированности властями. Сразу несколько телеканалов зарубежного производства, присутствовавших на российском рынке в непереводном виде, в 2013 году полностью локализовались и предстали перед российским зрителем во всей красе. Первым таким проектом стал детский телеканал Boomerang, "родной брат" Cartoon Network, довольно сильно отличающийся от него контентом. Программная сетка канала строится на основе старой доброй классики производства студии Cartoon Network — "Том и Джерри", "Флинстоуны", "Гарфилд" и прочие "Скуби-Ду".
 
Второй телеканал заставил серьезно понервничать всю группу телеканалов о мужских хобби, поскольку был достаточно известен и любим своей аудиторией даже в непереводном виде. А после локализации телеканал Chasse et Peche — читается как Шеш-Э-Пеш, что по-русски означает охоту и рыбалку (которым, разумеется, и посвящен) — стал еще более заметен на российском рынке платного ТВ.
 
Ниже мы подробнее расскажем почти обо всех новорожденных ушедшего года, за исключением парочки, с ходу "отдавшейся в хорошие руки" на эксклюзивной основе. Такие телеканалы меньше интересуют операторов по причине их недоступности, и мало влияют на рынок в целом (что бы они там о себе ни думали), потому включать в обзор мы их не стали. Кого-то могли упустить по чисто техническим причинам — "обозрим" в течение года на сайте.
 
Помимо этих двадцати пяти, есть еще несколько телеканалов, которые стартуют в ближайшее время, будут широко анонсироваться на выставке CSTB. В частности, окончательно определилась с платформой доставки и прочими тонкостями переведенная уже на русский язык Veria HD — американский телеканал о здоровой и активной жизни. Впервые канал заявил о себе на прошлой выставке, потом был достойно представлен на конференции Multiservice в Екатеринбурге, но несколько замешкавшийся с фактическим началом вещания.
 
Еще одна новинка на выставке CSTB — компания Discovery Networks CEEMEA представит новый канал ID Xtra, судя по описанию, находящийся в той же тематической группе, что и Discovery ID, но, как уверяет директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Григорий Лавров, весьма сильно от него отличающийся. ID Xtra адресован женской аудитории 25-49 лет и будет рассказывать "о событиях, полных тайн, невыдуманных драм, интриг и загадок. Громкие скандалы, связанные с известными личностями, ошибки обычных людей, оказавшиеся роковыми, переплетения судеб, которые превратили повседневную жизнь в триллер". Согласно исследованиям Discovery Networks, сегодня тенденции телесмотрения стремительно меняются, и традиционное ТВ женщины смотрят/потребляют аж на 20% больше, чем мужчины, и отдают предпочтение контенту, посвященному всевозможным тайнам и интригам реальной жизни. Некоторые каналы запускают для такой аудитории псевдонаучные программы о соревнованиях экстрасенсов, но Discovery думает о своих зрительницах куда лучше, а потому ID Xtra получился интеллектуальным и реалистичным. На это указывает и слоган канала, который гласит — "Смотрите внимательнее, реальные истории не так просты, как кажется".
 
Напрашивается вопрос, чем ID Xtra отличается от знакомого уже российской аудитории Investigation Discovery? Григорий Лавров говорит, что Investigation Discovery рассказывает в первую очередь о расследовании преступлений, т.е. строится на детективной составляющей. ID Xtra принципиально иной: если продолжать аналогию, то это уже не детектив, а скорее остросюжетный женский роман в яркой глянцевой обложке. Он меньше фокусируется на преступлениях и больше — на интригах. Его контент стильный, гламурный, эмоциональный и всегда немного скандальный. Ключевые жанры — "Реальные драмы", "От любви до...", "Что скрывают заголовки".
 
Буквально только что стартовал телеканал "телемагазинной" направленности Shop&Show. Планирует запуск телеканала "Рай", посвященного жизни и путешествиям по королевству Таиланд.
 
Еще один телеканал, который будет представлен на CSTB — американский развлекательный телеканал Ginx, посвященный индустрии видеоигр. Канал вещает в 25 странах на 9 языках. Как написано в пресс-релизе канала, "контент Ginx — полностью собственное и эксклюзивное производство. Каждый месяц Ginx также делает специальные обзорные материалы — превью самых ожидаемых релизов года. Регулярные тематические шоу перемежаются с обзорами таких событий как E3 в Лос-Анджелесе, Gamescom во Франкфурте и др". Ginx будет конкурировать с запустившимся в прошлом году российским телеканалом CyberGame.TV, и очень хочется надеяться, что эта конкуренция окажется более конструктивной, нежели соревнование некогда вполне успешных телеканалов GameLand и "Первый игровой". От всей души желаем новоселам игровой контентной ниши жить и здравствовать как можно дольше.
 
Теперь о грустном — о почивших. Я уже неоднократно сетовала, что, запускаясь с большой помпой, каналы не трудятся уведомлять рынок о закрытии. Так тихо и по-английски лет ушли с рынка телеканалы "Война и мир", "Про деньги", "Астро-ТВ", Propoker, "Недвижимость.TV", Look TV и Love Story. Ушли так тихо, что я даже затрудняюсь назвать даты окончания вещания. В самом конце 2013 года сошел с дистанции так красиво (во всех смыслах) стартовавший Image-TV. Прекратил вещание и детский телеканал KidsСo. 
 
Телеканалом, выполнившим весь ритуал добросовестного прощания с рынком, стал Sy-Fy Universal — и я лично присоединилась к толпам любителей научной фантастики, оплакивавших этот научно-фантастический канал. Увы, конкуренция вещь жестокая, и нужно особое мужество, чтобы сойти с дистанции, отказавшись от роли второго. Также интеллигентно попрощавшись с аудиторией и партнерами, ушел и телеканал "Настоящее смешное телевидение".
 
По нашим данным, еще минимум десяток телеканалов уже подумывают о том, чтобы заняться более доходным и перспективным бизнесом — их уход с рынка дело времени. Но, как говорится, "свято место пусто не бывает", и в кабельной отрасли уже который год рождаемость превышает смертность — а значит, 2014-й кабельный год нам принесет все-таки больше нового, чем унесет старого.
 
И, чтобы закончить заметку на совсем уж мажорной ноте, хочу пригласить всех, интересующихся контентом участников отрасли в специально созданный и активно развиваемый нами каталог телеканалов. Когда-то мы публиковали всевозможную информацию о телеканалах в бумажном "Кабельщике", электронный же формат позволил не только продолжить, но и существенно расширить функционал каталога. Он позволяет отбирать телеканалы по всевозможным параметрам — от тематики до платности/бесплатности, отслеживать все изменения контентного рынка. Мы ежедневно публикуем анонсы программ, которые можно смело перепечатывать на сайтах или в газетах операторов. И, конечно, размещаем видеоролики. Плюс, разумеется, все контактные данные дистрибуторов каналов — с их телефонами, емейлами, адресами и отпечатками пальцев.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"