Особенности новых рисков операторов связи

03.02.2016 12:27
2015 год принес операторам связи новые риски и угрозы. В числе прочих — опасность потерять построенные и введенные в эксплуатацию надлежащим законным порядком сети связи. Эти риски обусловлены неурегулированностью имущественных отношений в сфере связи, а также существованием в умах чиновников и любых органов власти мнения, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) куда важнее, чем положения Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее — Закон о связи). 
 
Что имеется в виду? 
 
Напомним, что, согласно Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся <...> информация и связь, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится <...> жилищное законодательство. 
Статус у ЖК РФ и Закона о связи одинаковый. Они оба являются Федеральными законами. Каждый из них регулирует свою сферу правоотношений. 
 
Согласно ч. 1 ст. 3 Закон о связи относит к сфере своего регулирования отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи <...>, оказанием услуг электросвязи <...> на территории Российской Федерации. 
 
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу <...> пользования общим имуществом собственников помещений.
 
По моменту вступления в силу Закон о связи принят раньше — 7 июля 2003 года, а Жилищный кодекс Российской Федерации позже — 29 декабря 2004 года. 
 
Частью 3 ст. 6 Закона о связи предусмотрено, что операторы связи по договору с собственником или иным владельцем зданий <...> могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи [Здесь и далее курсив наш. — Авт.]. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.
 
В случае, если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.
 
Частью 1 ст. 7 Закона о связи государство гарантирует защиту сетям связи и сооружениям связи.
 
Статья 8 Закона о связи предусматривает государственную регистрацию права собственности и других вещных прав только на сооружения связи, а также космические объекты связи. Сети связи в данной статье закона не упомянуты.
 
Казалось бы, у оператора связи простая задача — выясни, кто является собственником или иным владельцем здания, заключи с ним договор на строительство и (или) эксплуатацию средств связи, построй сеть связи и спокойно оказывай услуги связи под защитой государства. Ан нет. 
 
В то же время, согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
2) <...>
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
 
<...> Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
 
<...> По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
 
Согласно ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
 
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
<...>
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.
<...>
5) другие вопросы, отнесенные настоящим кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
 
Из всего сказанного выше вытекает несколько проблем и рисков для операторов связи, в том числе имущественных.
 
1. Нам говорят, что все происходящее в многоквартирных жилых домах регулируется ЖК РФ. 
 
Риски:
✓ нас пытаются убедить, что сфера связи отсутствует, а ее регулирование находится внутри ЖК РФ, 
✓ нас убеждают в необходимости соблюдения норм ЖК РФ и призывают забыть о нормах Закона о связи,
✓ нас почти уговорили поверить во все изложенное выше и не вспоминать о нормах Закона о связи.
 
2. Нам говорят, что, не имея решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о пользовании конкретным оператором связи общим имуществом многоквартирного дома, оператор связи не имеет и оснований строить внутри данного дома свою сеть и оказывать услуги связи жителям этого дома.
 
Риски:
✓ сети связи, построенные в многоквартирных жилых домах после введения в действие ЖК РФ, должны быть "обелены" посредством решений общих собраний собственников помещений этих домов,
✓ операторы связи, не являясь собственниками помещений в многоквартирных домах, лишены права на созыв и проведение общих собраний собственников помещений в этих домах,
✓ те операторы связи, кто не имеет "правильного" протокола общего собрания, находятся под дамокловым мечом управляющей компании, и (или) сотрудников жилищной инспекции, и (или) прокуратуры и угрозой получить предписание на демонтаж своего оборудования,
✓ собственники помещений многоквартирного дома могут объявить все имущество, находящееся внутри дома, входящим в состав общего имущества дома и принадлежащим им на праве общедолевой собственности.
 
3. Чиновники Министерства связи и Роскомнадзора всячески поддерживают указанные выше мифы и отказываются встать на сторону операторов связи — споры между Роскомнадзором и жилинспекцией всегда выигрывает последняя.
 
Риски:
✓ никакой чиновник субъекта Российской Федерации не вправе давать никаких предписаний оператору связи; это может сделать представитель Роскомнадзора и больше никто (нарушение данного правила приводит к абсурду и коррупции),
✓ подтверждая постулат по п. 3, профильные чиновники нарушают Закон о связи в части гарантии защиты сетей и сооружений связи и уменьшают степень доверия операторов связи к ним.
 
4. Проводимые в Москве программы "Чистое небо" и "Моя улица" предусматривают, в том числе, демонтаж воздушных линий связи и обязывают операторов связи осуществлять прокладку линий связи подземным способом.
 
Риски:
✓ отсутствие регистрации права собственности на воздушные линии связи позволяет столичным чиновникам от ЖКХ выполнять их демонтаж, не спрашивая фамилий; операторы связи ни разу не оспорили действия столичных властей, в основном из-за отсутствия "железобетонных" бумажек, то есть документов, которые можно было бы отнести к разряду правоустанавливающих, 
✓ такой подход позволяет "мягко" нарушать и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как подземная кабельная канализация в Москве находится в частной собственности и обязывание операторов связи размещать свои линии связи там производится скорее всего в интересах отдельных инфраструктурных операторов, которые "держат" подземную канализацию.
 
Полагаем, что решение всех этих проблем лежит в сфере разграничения прав собственности оператора связи и общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов, а также в регистрации прав собственности операторов связи на построенные ими сети связи. 
 
Под регистрацией права собственности на сети связи Национальная ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) понимает внесение соответствующей записи в реестр собственников сетей связи и выдачу оператору связи уполномоченным государственным органом в порядке, предусмотренном действующим законодательством, документа, подтверждающего право собственности оператора связи на указанную сеть связи. 
 
Мы уверены, что регистрацию прав собственности на сети связи можно было бы совместить с амнистией на них — введением упрощенного порядка регистрации прав собственности на сети связи.

Об авторе

Леонид Буслаев
председатель правления НАДИКС
Михаил Пашков
вице-президент НАДИКС