Кабельное ТВ: итоги года, планы на будущее

16.01.2013 18:12

В 2012 году, по данным iKS-Consulting, суммарная база абонентов платного ТВ составила 30,3 млн домохозяйств. Пока кабельное телевидение располагает подавляющей частью из них — 16,8 млн. Но в ближайшие два-три года ситуация должна измениться.

Судите сами. В 2010 году сегмент кабельного ТВ занимал долю на рынке Pay TV порядка 70%. Уже в 2011 году по разным данным эта цифра снизилась до 63-60%, а в текущем году сократилась до 56%. Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова поделилась с редакцией «Кабельщика» своим мнением относительно дальнейшего развития кабельного телевидения. «На мой взгляд нельзя говорить о сокращении этого сегмента как такового. Просто его доля за счёт активного развития спутникового ТВ и IPTV пропорционально уменьшается. По нашим прогнозам в обозримом будущем доля кабельного ТВ продолжит сокращаться на 1-2% ежегодно».
 
Если судить о сегменте не по долям, а по числу абонентов, то в 2012 году он показал рост на 5% — с прошлогодних 15,9 млн до нынешних 16,8 млн. 
 
Кто в лидерах?
 
Из чьих же абонентов складывается эта цифра? Понятное дело, что крупных игроков на рынке не так много — это «Ростелеком» (точнее, входящие в него НКС и Онлайм, что, по сути, одно и то же, так как после завершения реорганизации РТК вошедшие в его состав бренды юридически прекратят своё существование и останется один «Ростелеком»), МТС, ЭР-Телеком и АКАДО. По подсчётам аналитиков, у первого в уходящем году насчитывается 6,6 млн подписчиков, у второго — 2,96 млн, у третьего — 2,34 млн, а у четвёртого — 1,1 млн абонентов. При этом РТК и ЭР-Телеком показали прирост в 11% и 34%, соответственно, а показатели МТС и АКАДО практически не изменились.
 
В принципе, эти цифры совпадают с тем, что нам озвучили в пресс-службах самих операторов. Однако, сумма общей абонентской базы по нашим подсчётам отличается от той, что получилась у iKS-Consulting. «Суммарно „Ростелеком“ и дочерние компании имеют порядка 6,9 млн абонентов», — прокомментировал «Кабельщику» Андрей Поляков, начальник отдела по работе со СМИ «Ростелекома». Правда, тут стоит оговориться, что в эту сумму РТК включает как традиционных «коаксиальных» абонентов кабельного ТВ, так и IPTV’шных. Сам оператор этих пользователей не разделяет, но исходя из наших данных, на конец 2012 года у «Ростелекома» насчитывалось 1,5 млн абонентов IPTV, соответственно, число непосредственно кабельных составило 5,4 млн абонентов.
 
Руководитель пресс-службы МТС Валерия Кузьменко сообщила нам следующие цифры: «В целом по России МТС обслуживает 2,2 миллиона абонентов фиксированного ширококополосного доступа и более 3 миллионов абонентов платного ТВ». 
 
«По результатам работы в 2012 году „Дом.ru“ обслуживает в 42 городах присутствия более 2,2 млн абонентов кабельного и HD-телевидения», — рассказали нам в пресс-службе ЭР-Телекома. В АКАДО количество подписчиков раскрывать не стали, но по нашим сведениям, их и впрямь порядка 1,1 млн.
 
За вычетом IP’шных абонентов «Ростелекома» получается, что на первую четвёрку операторов суммарно приходится 11,7 млн абонентов (iKS-Consulting учитывал подписчиков IPTV, поэтому у него вышла цифра 13 млн), а остальные 3,8 млн приходятся на более мелких операторов.
 
За счёт чего растём?
 
По мнению Елены Крыловой, рост абонентской базы кабельного телевидения происходит в основном благодаря развитию цифрового ТВ, которое в состоянии конкурировать по своим возможностям (большее количество каналов, услуги пакетирования, интерактивные сервисы, возможность записи видео, VoD и прочее) с тем же IPTV. 
 
При этом представитель iKS-Consulting отмечает, что среди услуг кабельного ТВ самой востребованной считается запись видео, также популярна функция родительского контроля, но далеко не все операторы её предлагают. А вот видео по запросу — не самый успешный сервис, всё-таки российские пользователи в большинстве своём пока не готовы платить деньги за контент сверх абонентской платы.
 
В ЭР-Телекоме также считают, что цифровое ТВ — драйвер роста для «кабельщиков»: «В 2011-2012 гг. драйвером роста на рынке платного ТВ оставались пакеты услуг. Более 90% новых абонентов „Дом.ru“ выбирают именно пакетные предложения. В настоящее время одной из точек роста на этом рынке, прежде всего в крупных городах, становится цифровое телевидение». 
 
Учитывая активное развитие HD, можно было бы сказать, что и этот фактор является стимулом для роста абонентской базы. Однако, многие эксперты с этим не согласны. По мнению Елены Крыловой, HD-контент нельзя считать востребованным. «Людям важно — что смотреть, а не в каком качестве. На самом деле, многие зрители даже не видят разницы между качеством картинки в высоком и стандартном разрешении», — поделилась с «Кабельщиком» аналитик iKS-Consulting.
 
Схожее мнение насчёт влияния HD на кабельное телевидение высказал и Алексей Амелькин, президент ассоциации операторов кабельного телевидения «МАКАТЕЛ»: «HD не может быть никаким драйвером роста, это просто некое новое качество телевидения. Сколько лет говорят, о том что HD будет то драйвером „цифры“, то ещё чего-нибудь, а количество HD-абонентов так и продолжает оставаться крайне низким».
 
Несколько иной взгляд на формат высокой чёткости у представителя «Ростелекома»: «С появлением госканалов действительно HD может стать драйвером роста. Так же массовая замена парков ТВ приемников ведет к повышенным требования к качеству изображения. (не обязательно HD, но клиенты хотят „чтобы не шуршало“)».
 
Возвращаясь к другим факторам роста абонентской базы, стоит упомянуть опыт МТС. «МТС концентрируется на увеличении абонентской базы за счет расширения географического охвата сетей, а также с помощью развития сервисов цифрового телевидения, — комментирует Валерия Кузьменко. — В течение 2012 года компания вышла на рынок фиксированной связи более 20 российских городов: оператор построил новые городские сети в Амурской, Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Тверской и Тульской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Пермском крае, а также планирует новые запуски сетей в ряде регионов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов (среди новых городов — Белогорск, Благовещенск, Борисоглебск, Кстово, Кузнецк, Муравленко, Новый Уренгой, Ржев, Соликамск, Нариманов, Щёкино и другие). Кроме того, МТС приобрела ключевых игроков рынков фиксированной передачи данных и цифрового телевидения в Белгороде, Волжске (Марий Эл), Железногорске, Курчатове и Щиграх (Курская область). 
 
В апреле 2012 года мы первыми на рынке запустили услугу „Персональное ТВ“, модель индивидуального пакетирования ТВ-каналов в Москве позволяет пользователям самостоятельно формировать пакеты каналов, мы видим активный спрос на данную услугу, предложение способствует росту подключений, в том числе, абонентов ШПД, и росту среднемесячного счета абонента за счет подключения новых интересных каналов. По мере цифровизации кабельных сетей, индивидуальное пакетирование будет доступно для абонентов платного ТВ МТС в регионах». 
 
У Олега Грищенко, президента ассоциации «Уральские телевизионные сети», свой взгляд на факторы роста: «В большинстве наших домов присутствует несколько операторов, региональные операторы закончили территориальное расширение, теперь зона роста — это сервис, персонал, техническая составляющая, поэтому драйвером роста будет качественное изменение операторов».
 
Переход на цифру
 
Мы уже упомянули о том, что основной прирост абонентов у операторов кабельного ТВ происходит за счёт перехода на «цифру». В этой связи нас стало интересно — насколько активно «кабельщики» участвуют в процессе цифровизации? С этим вопросом мы обратились к Алексею Амелькину.
 
«Так или иначе процесс идёт, многие операторы имеют цифровые пакеты DVB-C или IPTV, но говорить о массовости, увы, не приходится: не более 10% абонентов смотрят цифровое телевидение», — комментирует он. По его мнению, переходу на «цифру» способствует «желание операторов предоставить продвинутым абонентам дополнительные услуги, обычно сильно простимулированное конкурентами. Иногда это связано с необходимостью кодированного вещания, обычно эротических каналов». Также Алексей озвучил данные по операторам, которые продолжают оставаться в аналоговом кабеле: «Совсем небольшие операторы — до 1000-1500 абонентов, в основном остаются в „аналоге“, потому что запуск „цифры“ для них слишком дорог, а абоненты вполне удовлетворены многопрограммным аналоговым телевидением».
 
Олег Грищенко: «Большинство операторов нашей ассоциации внедрило цифру параллельно с аналогом. Более того, в 2012 году появились операторы, которые создавали базовые пакеты цифрового телевидения в открытом формате, параллельно с аналогом дублируя его или расширяя. Именно открытый формат цифрового вещания, может сделать переход на „цифру“ естественным. Только операторы из маленьких городов не торопятся внедрять „цифру“, в этих городах отсутствует конкуренция, а стоимость установки цифровых головных станций для них велика».
 
Редакция «Кабельщика» поинтересовалась у представителей обеих ассоциаций относительно плюсов и минусов перехода на DVB-C и преимуществ других стандартов, например, DVB-C+IP. «Плюсы „цифры“ — в возможности адресного кодирования без больших затрат на обслуживание сети. Кроме того, возможна реализация множества различных пакетов программ, вплоть до аля-кард. Минусы — затраты, которые чаще всего просто не окупаются. Кроме того, никакого перехода пока нет — аналог остаётся, а цифровое ТВ — это дополнительная услуга, в основном служащая для удержания особо требовательных абонентов», — считает Алексей Амелькин. По мнению Олега Грищенко, DVB-C+IP — это наиболее эффективный вариант, потому что держа в руках планшет удобна IP среда, а фильм лучше смотреть на большом телевизоре, где установлен CAM модуль.
 
А вот что насчёт плюсов и минусов и в целом по поводу цифровизации нам рассказали в МТС. «Телевидение является драйвером роста пакетных предложений. По нашей статистике, порядка 30% пользователей выбирают ШПД-провайдера за счет привлекательности его ТВ-продуктов. В середине 2012 года МТС запустила цифровое телевизионное вещание в 150 российских городах, что позволило более чем на 60% увеличить количество телеканалов в ТВ-пакетах МТС в регионах, предоставить пользователям доступ к HD-контенту и интерактивным сервисам платного телевидения (всем „цифровым“ абонентам МТС по всей России на первом этапе доступно 118 телеканалов — базовый пакет и 6 специальных тематических телепакетов). 
 
Инвестиции в цифровизацию сетей платного ТВ МТС составили порядка 5 млрд рублей.  В большинстве регионов мы запустили цифровое ТВ по технологии DVB-C. Цифровой сигнал передается по тому же кабелю, по которому ранее передавался аналоговый, что упрощает процесс перевода абонентов на цифровое ТВ. ТВ-приставки для получения цифрового сигнала и доступа к расширенному пакету каналов действующим абонентам кабельного ТВ МТС мы выдаем бесплатно на все время использования услуги. 
 
Преимущество этой технологии в том, что она дает пользователям все достоинства цифрового ТВ — расширенный пакет каналов, дополнительные услуги, интерактивные сервисы, но при этом требует разумных инвестиций от оператора. 
 
Полный перевод всех абонентов „Домашнего ТВ“ МТС на услуги цифрового ТВ запланирован до конца 2014 года, на первом этапе реализации проекта МТС обеспечила возможность подключения к цифровому телевидению жителям более 50 российских городов». 
 
Менее расширенно, но зато весьма ёмко насчёт положительных и отрицательных моментов «цифры» высказался Андрей Поляков из «Ростелекома»: «Всё просто. Больше ARPU, но больше и затрат». Также он добавил: «У нас (т.е. у „Ростелекома“) нет проекта по массовому переводу абонентов на цифру. У нас есть три продукта и клиенты выбирают между ними — аналоговое ТВ, цифровое, интерактивное».
 
Также своим мнением по вышеуказанным вопросам с «Кабельщиком» поделились представители ЭР-Телекома. «В июле-августе 2012 года „Дом.ru“ запустил в 19 городах присутствия HD-телевидение „Дом.ru TV. Центр домашних развлечений“, которое предоставляется на базе гибридной технологии DVB-C+IP. При такой схеме телеконтент передается на декодер абонента по коаксиальному кабелю, а интернет-приложения — по витой паре. Это позволяет гарантировать максимальное качество изображения, которое остается неизменно высоким и не зависит от внешних факторов (к примеру, количества абонентов, одновременно пользующихся услугой).
 
Пользователям доступно 33 HD-канала (некоторые из них — upscale-версии обычных SD-каналов — примечание редакции) — это наибольшее количество каналов высокой четкости в базовом пакете, предлагаемое в регионах операторами цифрового ТВ, а также более 80 каналов в цифровом SD-качестве.
 
Кроме того, абоненты „Дом.ru TV“ получают бесплатный и неограниченный доступ к популярным интернет-сервисам: 70-тысячной видеотеке, социальной сети „ВКонтакте“ и сервису обмена фотографиями „Инстаграм“, сервису „ТВ-Маркет“ (заказ еды и питьевой воды на дом с экрана телевизора), новостям, прогнозу погоды и курсу валют. Также услуга включает в себя широкий набор функций управления эфиром: постановка на паузу, запись эфира, электронный гид, выбор языка канала и т. д.  В 2013 году „Дом.ru“ планирует запустить „Дом.ru TV“ во всех остальных городах присутствия».
 
Об угрозе со стороны ЦЭТВ
 
В разговоре о цифровизации невозможно не упомянуть и цифровое эфирное телевидение. Некоторые представители отрасли считают, что оно может негативно сказаться на сегментах кабельного и спутникового ТВ. Об этом факторе в отношении DTH мы говорили в прошлом обзоре, поэтому сейчас коснёмся только «кабеля».
 
Елена Крылова считает, что это никак не повлияет на отрасль, а если и повлияет, то незначительно. «Навряд ли абоненты захотят отказываться от большего числа каналов в сторону меньшего». 
 
«Я как-то не заметил, что ввод I мультиплекса на что-то повлиял. Думаю, нельзя говорить, о I или II мультиплексах отдельно, надо говорить о цифровом эфирном телевидении вообще. И оно, возможно, где-то понизит количество абонентов кабельного ТВ, но, скорее всего, будет наоборот, если отключат аналоговое вещание, как это было в некоторых странах Европы, когда пошёл рост, связанный с тем, что в кабеле аналог был сохранён. Но это, скорее всего, не будет существенным фактором влияния», — прокомментировал Алексей Амелькин.
 
«До сих пор не решён вопрос обязательности II мультиплекса. Если государство нам вновь его навяжет, вслед за первым, то необходимо будет пересматривать договорную часть с абонентом и возрастут требования со стороны любителей „халявы“. Появление же II мультиплекса в эфире не должно повлиять на привязанность абонентов к кабельному телевидению», — считает Олег Грищенко.
 
Планы и прогнозы
 
В начале нового года принято подводить итоги года ушедшего, делать прогнозы и говорить о планах на будущее. Скептическую позицию занимает Алексей Амелькин, который не без оснований рассуждает относительно возможностей роста сегмента кабельного телевидения: «Что-то мне не кажется, что рост вообще будет продолжаться. Скорее он начнёт падать, так как серьёзно наступает Интернет». 
 
Остальные спикеры опасений высказывать не стали, а поделились прогнозами и планами по дальнейшему развитию кабельного ТВ. Вот что редакции «Кабельщика» рассказал Олег Грищенко: «Пакеты мультисервисных операторов, предоставляющих услуги телевидения, передачи данных, телефонии будут превращаться в одну услугу, содержащую возможность воспользоваться всем функционалом с различных устройств в доме и офисе. 
 
Также должна усилиться борьба с пиратством в интернете, просто потому что это станет выгодно лидерам на рынке, которые начнут зарабатывать на платном контенте (игры, фильмы, музыка). Именно они будут лоббировать психологию „честности“, ограничивать доступы и делать возможность скачивания пиратского контента неудобным.
 
Рынок телеканалов будет искать новые способы выживания, т.к. укрупнение операторов приносит более жёсткую и бескомпромиссную политику со стороны лидеров, количество альтернтаивных операторов сокращается и растёт пиратство со стороны интернет-провайдеров».
 
Прогноз МТС 
 
«Мы видим большой потенциал на рынках фиксированной передачи данных и ТВ, которые будут расти в ближайшие годы быстрее мобильного рынка. Прогнозируется, что в ближайшие три года объемы рынков фиксированного ШПД и платного ТВ вырастут более чем на 20% в денежном выражении. Вместе с консолидацией это обеспечит крупнейшим игрокам хорошие перспективы по наращиванию выручки. 
 
Что касается планов, то в первом квартале 2013 года МТС запустит услуги широкополосного доступа и платного ТВ ещё в 10 новых городах. В 2013-2014 годах мы только за счет расширения сетей в городах присутствия и гринфилдов сможем увеличить количество пройденных домохозяйств на 15-20%.
 
В 2013 году МТС также планирует запустить платформу гибридного ТВ на основе решения Ericsson, которая объединит ТВ-вещание на трех экранах (телевизор, мобильные устройства и компьютеры). Запуск сквозного вещания позволит расширить абонентскую базу платного телевидения МТС и увеличить ARPU действующих пользователей за счет новых сервисов на 25-30%. Другая особенность выбранного гибридного решения — технология DVB+IP, дающая возможность абоненту на единую приставку получать цифровое телевидение по стандартному каналу (коаксильному кабелю) с высоким качеством и без присущих IPTV задержек, и интерактивные сервисы по выделенному широкополосному подключению. При этом технология DVB+IP будет реализована не на открытых решениях, а на профессиональной платформе операторского уровня. Новая платформа позволит МТС технически объединить ТВ-предложение в разных типах наших сетей, добавить интерактивные возможности, и расширить наш ТВ-продукт на абонентов других операторов широкополосного доступа». 
 
Прогноз Ростелекома
 
«В ближайшие годы мы перейдем от стадии взрывного роста к стадии насыщения. И стратегия изменится с набора базы на рост ARPU и повышение лояльности.
 
Мы собираемся развивать наше главное конкурентное преимущество — возможность доступа к легальному цифровому контенту на всех экранах пользователя. Это наш фокус на ближайшие годы. Мы готовим приложения для Android и Smart TV. Мы верим что в среднесрочной перспективе 5-10 лет, интернет станет абсолютно подавляющим источником контента зрителю. И уже развиваем этот рынок».
 
Прогноз ЭР-Телекома
 
«Российский рынок телекоммуникаций идёт по пути Европы и Америки с опозданием примерно на 5 лет. Исходя из этого, в нашей стране можно прогнозировать широкое распространение цифрового ТВ с большим количеством HD-каналов и интерактивных сервисов. Еще один тренд — дальнейший рост скоростей доступа в интернет и развитие мультискрина (возможности просматривать один и тот же контент на нескольких устройствах — экране ТВ, в планшете, телефоне и т. д.).
 
Согласно данным исследований, наиболее популярной в нашей стране остается пассивная модель телесмотрения, при которой пользователь не оказывает влияния на телеконтент. Таких телезрителей в России около 80%. „Дом.ru“ удовлетворяет их потребности с помощью услуги кабельного ТВ, обеспечивающей стабильно высокое качество телесигнала и сбалансированный пакет из 60-65 каналов. Развитие услуги планируется в сторону качественных изменений — это изменение частотного плана как реакция на появление новых игроков на рынке телеконтента.
 
Вместе с тем формируются новые потребности, которые выражаются в желании пользователей влиять на предлагаемый оператором контент — это активная модель телесмотрения. Её популяризации способствуют постоянно растущие продажи телевизоров с большой диагональю и поддержкой HD. В крупных городах их используют уже 30-40% семей. Этот растущий спрос обеспечивает HD-телевидение „Дом.ru TV“. Мы продолжим активно развивать услугу — в 2013 году будут запущены новые HD-каналы, тематические пакеты каналов и интернет-сервисы.
 
У платного телевидения в России большие перспективы. Телевизор есть в каждом доме, а средний процент проникновения платного ТВ составляет всего около 50%. О высоком потенциале рынка свидетельствуют и значительные, одни из самых высоких на телеком-рынке темпы прироста абонентов платного телевидения „Дом.ru“: 43% — в 2011 году, 30% — в 2012-м».
 
От редакции
 
Как бы то ни было, российский рынок платного ТВ еще не пришел к насыщению, не придет и в 2013 году. Но насыщение — это не только покупательская способность, но и аппетит до интересного тематического телевидения. Судя по данным TNS, россияне до сих пор, даже платя за кабель, смотрят в основном «первый мультиплекс». На наш взгляд, это говорит о том, что кабельное телевидение, созрев как инфраструктура, еще не созрело как отдельное медиа. Следующий шаг — придание услуге платного ТВ ценности, которое может быть сформировано только на качественном контенте.

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"