Интрига второго мультиплекса

17.10.2012 01:32

На пресс-конференции в Роскомнадзоре стали известны некоторые детали конкурса на вхождение во второй мультиплекс.

ФЦП по переходу на ЦЭТВ предполагает создание условий для охвата этой услугой 98% населения.
 
Вход во второй мультиплекс для каналов оценен в 36 млн рублей, еще по 944 млн рублей в год победители конкурса заплатят ФГУП РТРС за 10 лет пребывания в их сети. Оплата будет расти постепенно в течение 2013-2015 годов по мере ввода сетей РТРС в эксплуатацию — пропорционально реальному охвату.*
 
Эта тема имеет три направления развития: Кто войдет во второй мультиплекс? Будет ли второй мультиплекс обязательным к распространению для всех операторов (кабель и спутник)? Вопрос клиентского оборудования — приставки и DVB-T2 ready телеприемники.
Все три заслуживают отдельных публикаций, а пока приведем несколько общих размышлений по претендентам.
 
Десять конкурсят
 
Глава Роскомнадзора А.А. Жаров сегодня предположил, что в конкурсе на 10 мест второго мультиплекса будет 15-19 претендентов. Давайте считать.
 
С момента анонсирования второго мультиплекса основными претендентами на вход считались крупнейшие российские каналы — ТНТ, СТС, РЕН ТВ. В качестве потенциальных претендентов также упоминались «Домашний» и «Перец» (оба входят в СТС Media), каналы холдинга ЮТВ — «Ю» (экс «МУЗ») и Disney, ставший эфирным с января 2012 года, каналы «Профмедиа»: ТВ-3, MTV, 2×2, а также «ТВЦ», «МИР», «Звезда», A-ONE (бывший «Первый альтернативный»), «Russia Today», О2ТВ и «Живи». Эти 17 каналов фигурировали в т.н. списке заявок НАТ, поданном два года назад. Кроме этого в список ожидаемых борцов за мультиплекс попал телемагазин «Стиль и мода». Итого — 18 претендентов.
 
Ставить под сомнение намерения ТНТ, СТС, РЕН ТВ мы не будем, велика вероятность увидеть в мультиплексе и «Домашний». Также есть уверенность, что два из трех каналов «Профмедиа» в конкурсе участвовать будут — это ТВ3 и MTV (на счет 2×2 уверенности нет, об этом — ниже). Насколько «Кабельщику» известно, эти каналы удовлетворяют формальным условиям конкурса: имеют универсальные вещательные лицензии, вещают каналы «ежедневно, круглосуточно» не менее чем в пяти субъектах Российской Федерации. Будем считать, что на половину второй мультиплекс — точно заполнен. Осталось 4 места и 12 вероятных претендентов.
 
Незадолго до официального оглашения условий, отвечая на вопрос журналистов «Известий», генеральный директор телеканала "Живи!" Илона Данилова сообщила, что «действующая стратегия развития телеканала не предусматривает вхождения во второй мультиплекс. Данилова назвала ежегодный платеж в 1 млрд рублей абсолютно неподъемной суммой для нишевого канала.» Та же причина, по нашей оценке, может препятствовать участию в конкурсе телеканала A-ONE.
 
Телеканал Disney стал эфирным с января 2012 года и был бы прекрасным претендентом на второй мультиплекс, если бы не условия конкурса, гласящие: «соотношение программ отечественного производства [должно быть] не менее 55% по отношению к программам зарубежного производства в эфире телеканала». Ровно по той же причине вряд ли можно ожидать участие в конкурсе канала «2×2».
 
Важный момент. По словам А. Жарова, ФКК будет проверять фактическое соотношение зарубежных/отечественных программ по итогам работы каналов в период с сентября 2011 — по сентябрь 2012, так что бессмысленно обещать перейти на российский контент в будущем, если канал последний год транслировал импортные передачи.
 
По словам главы Роскомнадзора, отечественное производство — это как контент физически произведенный (оригинальный или адаптированный) в России, так и контент зарубежного производства, созданный по заказу российского канала.
 
Однако Disney транслирует преимущественно переведенный зарубежный контент за исключением нескольких российских шоу (например, «Приколы на переменке. Новая школа»). Формально это является жестким препятствием для участия в конкурсе, но, может быть, ЮТВ и найдет возможность как-то их обойти, используя связи владельцев холдинга, близких к влиятельному Алишеру Усманову. Если все-таки, Disney останется за бортом конкурса, весьма вероятно, что ЮТВ сделает все, чтобы включить в мультиплекс свой новый канал «Ю».
 
Каналы «МИР», «Звезда», «ТВЦ» и «Russia Today» объединяет то, что все они фактически — государственные, а значит, их финансирование ведется не по рыночным правилам (не говоря уже о возврате столь крупных инвестиций). На наш взгляд, перекладывание бюджетных денег из одного бюджетного кармана в другой будет профанацией конкурса, но исключать такой сценарий не стоит. Отдельно хочется обратить внимание на то, что у «экспортно-ориентированного» холдинга Russia Today есть два канала на английском, один на испанском и один на арабском. Какой из иностранных языков будет выбран для российского мультиплекса — интрига!
 
Судьбу О2ТВ на конкурсе было бы легко предсказать по рейтингу телесмотрения, хотя, будучи публичной, компания может привлечь дополнительные фонды. Генеральный директор канала Наталья Мильчакова подтвердила "Кабельщику", что компания изучает условия конкурса.**
 
Присутствие в списке конкурсантов «Перца» также технически вероятно — СТС Media, очевидно, может себе позволить этот шаг, хотя формат канала довольно своеобразный, и холдинг может не пойти на этот шаг, опасаясь невозврата инвестиций за счет продажи рекламы.
 
Самый заинтересованный претендент из названных — это, конечно, телемагазин «Стиль и мода». И вот почему. Переведя сумму контракта с РТРС в более простые цифры, и при условии приема второго мультиплекса 97,6% населения страны (как это записано в ФЦП) мы получим 18 рублей в год или 1,5 рубля в месяц за абонента второго мультиплекса. Для телемагазинов - это стандартная ставка, но для гораздо меньшего охвата.
 
Вот как прокомментировал «Кабельщику» эту ситуацию Илья Точилов, Директор по развитию сети TOPSHOP TV & TV MALL: «Мы и сейчас платим операторам в среднем по 1,5 р. в месяц за абонента, но о доступе практически во все домохозяйства страны можно только мечтать. Также непонятна перспектива включения второго мультиплекса в обязательное бесплатное вещание всеми операторами - это может радикально увеличить нашу эффективность, хотя убедить ФКК включить в мультиплекс телемагазин будет наверняка непросто. Впрочем, 24 млн. EURO в год сумма для телемагазина неподъемная.»***
 
Формально, ничто не препятствует круглосуточному федеральному телемагазину отечественного производства участвовать в конкурсе, т.к. по официальным условиям концепция вещания — «свободная». Если ФКК не будет на ходу пересматривать свои правила, а кто-то из претендентов сойдет с дистанции, то у телемагазинов есть неплохие шансы туда попасть. По крайней мере, стоит попытаться, ведь размер конкурсного взноса вполне подъемный — 721 900 руб. (2% от суммы за победу в конкурсе — 36 095 000 руб.), а если места для коммерсантов все же не хватит, взнос вернут.
 
Итак, от 18 вероятных претендентов откалываются два по финансовым мотивам («Живи!», «A-ONE»), два из-за импортного контента (Disney, 2×2). Из 14 оставшихся у нас есть 6 «железно» проходных и хорошо подготовленных («СТС», «ТНТ», «РЕН ТВ», «MTV», «ТВ3», «Домашний»), один менее подготовленный («Перец»), 4 готовых на все госканала («Звезда», «МИР», «ТВЦ», Russia Today), только что прошедший ребрендинг канал «Ю», одна темная музыкальная лошадка О2ТВ и один телемагазин.
 
Реальные планы этих и других каналов редакции пока неизвестны, прием заявок начался и закончится 21 ноября. Остается также надеяться, что на фоне клерикализации страны во второй мультиплекс все-таки не войдут религиозные каналы.
 
Хочется также назвать каналы, которые вполне могли бы попробовать себя во втором мультиплексе - с учетом их контента и ресурсов. Это список достойных и способных по мнению редакции «Кабельщика».
 
  • Моя Планета — познавательный канал производства ВГТРК, что означает ощутимые финансовые ресурсы и российский контент.
  • РБК ТВ — российское производство, владелец — миллиардер. Хороший соцдем и телесмотрение. Все шансы.
  • Мать и дитя — интересная концепция, лидер среди каналов НКС Медиа, финансовый ресурс Ростелекома.
  • ТРО — отечественный контент, господдержка.
  • ТНВ — отечественный контент, региональный колорит и ресурсы. Если не во второй, то в третий мультиплекс попадет точно.
 
А какой канал предложите вы?

* Фрагмент исправлен.

** Фрагмент текста исправлен. Телеканал О2ТВ никогда не принадлежал структурам группы "Промсвязькапитал", как мы ошибочно сообщали ранее. Редакция приносит свои извинения.
*** Фрагмент исправлен.