Будущее по версии CES-2013

11.01.2013 13:56

В эти дни в Лас-Вегасе проходит ежегодная выставка потребительской электроники CES, которая сформирует набор технологий и устройств, которыми человечество будет развлекать себя в ближайшие несколько лет. Телевидение — в центре внимания.

Как и на всех последних выставках, наиболее интересными направлениями стали мультиэкранность, облачные технологии и Ultra HD.
 
Пишем в облака, смотрим в приложении
 
Тенденция хранения данных не на жестком диске пользователя, а в «облаке» — на удаленном сервере, коснувшись уже всех технологических сфер, наконец, доходит и до телевидения. Запись и хранение передач в облаке решает не только проблему дискового пространства, но и проблему доступа к этому контенту с разных устройств — не только в рамках домашних экранов, но и любых мобильных устройств, подключаемых к интернету. Важнейшим компонентом этой схемы становятся мобильные приложения.
 
Начнём с Cisco. В рамках выставки она анонсировала платформу Videoscape Unity — новое поколение вышедшей два года назад Cisco Videoscape, позволяющую более расширенно работать с многоэкранными технологиями, различными пользовательскими сервисами и контентом.
 
В частности, здесь реализована функция Multiscreen Cloud DVR (мультиэкранный облачный цифровой видео-рекордер), которая записывает выбранный контент не на жёсткий диск STB, а сразу в облачную систему. Также Cisco модифицировал услугу «ТВ Повсюду». Его «Видео повсюду» позволяет унифицировать функции поиска, распознавания и просмотра контента и воспроизводить видео на любом подключенном устройстве (управляемом или неуправляемом оператором) в любом месте. По сути, это означает, что пользователь сможет смотреть одинаковую картинку одновременно на разных устройствах.
 
Также платформа Videoscape Unity имеет подключенный видеошлюз, позволяющий просматривать сетевое видео на любом домашнем устройстве, и поддерживает кабельное IP-видео, что, в свою очередь, обеспечивает ускоренную доставку VOD-контента и доступ к другим интерактивным сервисам.
 
«К числу клиентских компонентов относятся пользовательский интерфейс Cisco Snowflake и мультиплатформенный клиент NDS Media Highway. Такой подход позволяет сетевым операторам разрабатывать увлекательные пользовательские услуги, встраивать их в подключенные клиентские устройства и телеприставки и быстро использовать их на множестве экранов на больших территориях», — сообщает производитель.
 
Кстати, Cisco принял участие и в разработке другого продукта, о котором мы хотели рассказать. Речь идёт о приложении для iPad’а, созданном Cox Communications в сотрудничестве с Cisco System. Оно позволяет просматривать в режиме реального времени 90 телеканалов, иметь доступ к VoD-контенту и Cox’овскому программному гиду Advanced TV. Также с его помощью можно интегрировать планшет с обычным телевизором, что позволит использовать iPad в качестве пульта управления, и получать персонализированные рекомендации по просмотру видео-контента. Последнее осуществляется за счёт анализа системой передач и фильмов, которые чаще всего смотрит пользователь, и «лайков» и «дислайков», которые он ставит тому или иному ролику. Причём приложение способно запоминать, анализировать и выдавать рекомендации восьми разным пользователям, но для этого необходимо не забывать менять «юзера» при входе в систему. 
 
По словам Cox Communications, приложение для iPad — это только начало. В будущем аналогичные программы появятся для iPhon’ов и устройств, работающих на ОС Android.
 
Компания Dish также приехала на CES-2013 с приложением, а также с новым DVR. Начнём с рекордера, для которого, собственно, и разрабатывалось Hopper Transfers App. Устройство называется «Hopper with Sling Whole-Home HD DVR» и создано при участии компании Sling Media (специализируется на производстве девайсов под названием Slingbox, которые способны копировать сигнал с рекордеров или STB и отправлять его в облачные системы, делая таким образом контент доступным для трансляции на любом подключенном устройстве).
 
Новый девайс представляет собой следующее поколение рекордера Dish Hopper, который компания представляла также на CES, но в прошлом году. Нынешняя генерация получила новый процессор, благодаря которому устройство стало быстрее работать, а также встроенный модуль Sling, позволяющий рекордеру отправлять записанное видео в «облака».
 
Приложение Hopper Transfers App, как и у Cox Communications, позволяет интегрировать сторонний девайс с базовым устройством, в данном случае — с Dish Hopper with Sling. Посредством интеграции гаджет на базе iOS или Android превращается в пульт управления рекордером или в портативный телевизор. Отличительной чертой приложения является возможность передачи контента без соединения с интернетом, просто посредством Wi-Fi. Делается это элементарно — в приложении выбирается предварительно записанный контент, отмечается и нажатием кнопки «Transfer» отправляется на мобильное устройство. 
 
Новинка Dish Hopper with Sling интересен не только этим. Популярность устройствам линейки Hopper принесла система вырезания рекламных пауз в записанных телешоу. Кстати, эта функция доступна не для всех каналов, а только для ABC, CBS, FOX и NBC. Год назад, представляя свой DVR, Dish делали упор уже на другие функции — запись 2000 часов видео в HD и дополнительную приставку Joey для «переброса» контента на другие домашние экраны (систему WHOLE-HOME).

Обзор предыдущего поколения Dish Hopper (на английском), где Sling модуль еще не встроен в DVR.
 

 
Фактически, оба решения — и Cisco+Cox, и Dish+Sling — создают абоненту не только мультиэкранную среду персональный OTT сервис, контент которого формирует он сам. Традиционные операторы платного ТВ в США уже некоторое время испытывают ощутимое конкурентное давление со стороны OTT сервисов (например, Netflix), которое сформировалось не в последнюю очередь за счет удобства доступа к OTT с любого connected устройства. И облачные конструкции, которые начали предлагать рынку Dish и другие операторы старой формации, могут стать реальной защитой их абонентской базы.
 
Кстати, стоит отметить, что в России до сих пор функции записи, паузы и перемотки телепрограмм почему-то считаются исключительным преимуществом IPTV. Один из операторов строит на этой «особенности» технологии все свои маркетинговые коммуникации. Тогда как в США, где запись телепередач — давно привычный процесс, инноватором в устройствах DVR является Dish — крупнейший спутниковый оператор.
 
 
Сверхчеткое телевидение для мажоров
 
Ultra HD — еще одна яркая тенденция телевидения. UHD или так называемый 4K позволяет транслировать контент в разрешении 3840×2160 пикселей, что значительно больше, чем у Full HD (1920×1080). Преимущество формата очевидно, правда, по мнению некоторых экспертов (в частности, из NPD Group), только на панелях с диагональю не менее 80 дюймов. На экранах меньшего размера картинка мало чем будет отличаться от того же Full HD.
 
Несмотря на такой нюанс часть производителей показала на CES-2013 4К-телевизоры с диагональю 55-56 дюймов. Так, Sony продемонстрировал 56-дюймовый UHD TV с индексом XBR-55X900A. Не самую большую диагональ компания компенсировала наличием органических светодиодов. 
 
По заявлению «Сони» он стал первым в мире производителем, который совместил в одном устройстве разрешение 4К и технологию OLED, однако, на выставке была показана ещё и 56-дюймовая панель Panasonic, в которой также используются и органические светодиоды и формат 4К. Но, видимо, в случае с Sony речь идёт о лидерстве по части применения этих технологий в ЖК.
 
Возвращаясь к XBR-55X900A стоит отметить, что телевизор является ещё и «умным». Модель имеет ряд предустановленных приложений, встроенный Wi-Fi-модуль и возможность синхронизации с устройствами, работающими на платформе Android. Последнее позволяет использовать мобильные девайсы в качестве пульта и управлять посредством них телевизором. 
 
Sony готовит две модификации данного ТВ — с диагональю 56 и 65 дюймов. Когда они поступят в продажу и сколько будут стоить — не уточняется. Зато известно, что уже в 2013 году фирма начнёт выпускать контент в разрешении 3840×2160, созданием которого она сейчас активно занимается.
 
Vizio производством 4К-контента не занимается, но при этом тоже готовит целую линейку UHD TV. В настоящий момент у компании есть планы по выводу на мировые рынки 4К-телевизоров с диагональю 55, 65 и 70 дюймов и светодиодной подсветкой экрана, других подробностей Vizio пока не озвучивает.
 
А вот Toshiba оказалась более щедрой на детали. Представив на CES-2013 серию L9300, состоящую из трёх 4K TV с диагональю экрана 58, 65 и 84 дюйма, компания сообщила, что запустит эти модели в продажу уже летом текущего года. Цена телевизоров пока держится в секрете, но известно, что помимо ультра-высокого разрешения потребители получат последнее поколение фирменной платформы Toshiba — CEVO 4K Quad Dual Core Processor, позволяющее производить upscale формата и при необходимости расширять цветовую гамму исходного сигнала. Также в телевизорах предусмотрены наличие встроенного Wi-Fi-модуля и приложений, поддерживаемых на ОС Android, iOS и Windows 8, сервис Cloud TV, функция трансляции новостей и доступа к контенту на DLNA-совместимых устройствах.
 
Samsung тоже не скупился на подробности. Тем более, что производителю было что рассказать — на выставку он привёз UHD TV с самой большой в мире диагональю — 85 дюймов (кстати, 85 дюймов — это не предел, наготове у «Самсунга» также модификация со 110-дюймовым дисплеем). Помимо огромного экрана телевизор располагает различными «умными» способностями, которые реализовываются благодаря четырёхъядерному процессору Cortex-A15. Так, в Samsung S9 имеется обновлённая версия Smart Hub и поисково-рекомендательный сервис S-Recommendation c голосовым управлением. Сообщается, что новый телевизор поступит в продажу в марте 2013 года, по какой цене — пока неизвестно.
 
Если Samsung представил на выставке самый большой UHD TV, то компания Panasonic презентовала самый большой 4К-планшет. Диагональ его экрана достигает 20 дюймов (!). По словам представителей компании, этот продукт ориентирован в основном на людей, занимающихся обработкой фотографий, так как помимо ультра-высокого разрешения и гигантского по меркам современных планшетов дисплея располагает обширным набором возможностей по обработке изображений. Стоимость девайса не сообщается.
 
Единственный производитель, который всё же решился озвучить стоимость своего 4K-устройства — это LG. Его детище — модель с индексом 84LM9600, будет стоить от $15 999. В эту сумму включены огромный 84-дюймовый экран, Smart-возможности, наличие Wi-Fi-модуля, поддержка 3D, функция «апскейла» изображения и прочее. Телевизор выпустят ограниченным тиражом, он поступит в продажу 19 ноября.
 
Стоит отметить, что хотя остальные компании держат информацию о стоимости телевизоров с поддержкой Ultra HD в секрете, профессионалы считают, что она будет не менее $10 000. Современные технологии пока не позволяют сделать подобные ТВ доступнее.
 
Именно по причине высокой цены телевизоров, а также отсутствия соответствующего контента, эксперты прогнозируют довольно длительный период перехода потребителей на формат 4К. По прогнозам представителей Ассоциации потребительской электроники (Consumer Electronic Association) к 2016 году в США уровень проникновения Ultra HD TV сотавит не более 5%. В других странах он будет и того ниже.
 
Эти же доводы поддерживает Джеймс МакКьюви из исследовательской компании Forrester: «Потребителям не нужно такое разрешение. Вы всё равно не почувствуете разницу, если только у вас не будет экрана размером со стену. К тому же, сейчас нет доступного контента в формате 4K. Поэтому любой, кто покупает 4К-телевизор показывает лишь, что у него есть деньги, которые некуда девать».
 
OLED! OLED, OLED, OLED! Пока не чемпион...
 
Органическим светодиодам на нынешнем CES было уделено не меньше внимания, чем формату Ultra HD. Из тех новинок, что были представлены на выставке и поддерживают эту технологию стоит выделить продукты компаний LG и Samsung.
 
Для начала об LG. Пока другие производители впервые презентовали прототипы своих OLED-телевизоров, южнокорейская компания объявила о начале продаж подобного устройства. Речь идёт о модели 55ЕМ9700. Она имеет дисплей диагональю 55 дюймов и тончайший корпус (всего 4 мм). Данный телевизор относится к разряду Smart. Посредством возможности выхода в интернет и предустановленных приложений он позволяет смотреть контент с сайтов Hulu и Netflix, менять настройки пользовательского интерфейса, синхронизироваться с другими электронными устройствами и обмениваться между ними видео-, фото- и музыкальными файлами.
 
LG сообщил, что продажи OLED TV уже стартовали в Южной Корее, а в середине марта начнутся и в США. В Америке телевизор будет стоить от $11 999.
 
Помимо модели 55ЕМ9700 компания LG представила в рамках CES-2013 ещё один телевизор с 55-дюймовым дисплеем, работающим на органических светодиодах. Его отличительной чертой является изогнутый экран. По словам производителя такое решение позволяет добиться панорамного эффекта.
 
Кстати, аналогичный телевизор продемонстрировал и Samsung. При этом оба производителя называют себя пионерами в этой области.
 
Не будем выяснять — кто же додумался до этого решения первым, лучше обратимся к другому продукту «Самсунга» — OLED TV F9500. Этот телевизор благодаря особой многоэкранной технологии Full HD Dual Experience позволяет двум зрителям в одно и то же время смотреть сразу два разных видеопотока. Для этого необходимо сесть по разные стороны экрана и надеть специальные очки со встроенными динамиками. Правда, такая функция доступна только для 3D-видео (очки в комплекте также идут 3D), зато она даёт возможность просмотра контента в формате Full HD.
 
Пока все телевизоры, использующие технологию органических светодиодов, стоят весьма дорого — не менее $10 000. Но с увеличением числа подобных устройств и оптимизации производственных процессов, ценники должны поползти вниз. Некоторые эксперты предрекают, что это начнёт происходить уже в следующем году. Добавим, что по прогнозам DisplaySearch к 2016 году в мире будет насчитываться 7,2 млн телевизоров с технологией OLED.
 
Несмотря на столь значительные обновления парка телевизоров, появление новых технологий и устройств, эксперты прогнозируют дальнейший спад продаж ТВ. По мнению NPD DisplaySearch, в 2013 году они снизятся на 2% по сравнению с уровнем продаж в 2012 году. А в прошлом году было по всему миру было продано порядка 205 млн LCD TV и около 13 млн плазменных панелей. Аналитики агентства считают, что рост рынка может обеспечить лишь падение цен на телевизоры. И этот процесс, по идее, должен начаться уже в этом году.
 
Своё мнение насчёт развития телевизионной техники высказал и представитель аналитической компании Forrester Research Джеймс МакКуиви: «Аппаратные решения уже не являются определяющими. Куда более захватывающие вещи происходят в сфере программного обеспечения и контента».
 
Резюме
 
Если CES-2012 прошла под флагом мобильных устройств, то в этом году основной тренд задавали большие экраны. Не умаляя взрывного роста просмотра видео на смартфонах и планшетах, все-таки просмотр телевизора остается основным способом видеопотребления.
 
Для операторов платного ТВ в России выставка обозначила непаханое поле работы по созданию дополнительной ценности своих услуг. Наши операторы аналогового кабельного ТВ любят говорить, что их сигнал легко развести по телевизорам, в отличие от любой цифры... Наши спутниковые и DVB-C операторы до сих пор позволяют IPTV-конкурентам рассказывать небылицы про уникальность функций записи, паузы и перемотки... OTT сервисы любят рассуждать о том, что они убьют традиционное ТВ... Привет вам, господа, от Dish Hopper&Joey with Sling!

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"
Алексей Бырдин